Алтайский край – удивительное территориальное образование. И чего тут только нет! Нефти нет, газа нет, угля нет, никелевых комбинатов и ГЭС нет, даже Транссиба простенького с его активными грузоперевозками нет. Одним словом – красивый, благодатный, богоспасаемый, но край – то есть периферия. Некий отдаленный район экономической, социальной и политической жизни. Тихая заводь, может болотце.
Зато в крае есть иной ресурс – наше живое золото – люди. Этот ресурс обилен, отличается огромным долготерпением и молчаливостью. Ставить над ним социальные эксперименты и извлекать за его счет прибыль – одно удовольствие.
Очередной такой, вполне удавшийся поставленный эксперимент – новый транспортный налог. На владельцев любых тарантасов – от еще не снятого с учета «Запорожца», пылящегося в огороде, до грузовиков типа «сам гружу – сам везу» и микроавтобусов для малого бизнеса. Транспортный налог был всегда, однако, особенность его новой редакции – драконовские ставки. В Алтайском крае – выше, чем в большинстве регионов России, выше, чем в Сибири, и даже в чем-то выше, чем в Москве.
Дело в том, что Налоговый Кодекс РФ, обговаривая такое явления как транспортный налог, оставляет принятие конкретных цифр налогообложения за регионами – оно и понятно – транспортный налог идет в карманы субъекта федерации.
Решение о повышении ставок при расчете налога за 2009 год принималось региональными властями еще в 2008 году. Большинство автолюбителей тогда не обратили на это никакого внимания. Но вот срок оплаты подошел – стали приходить квитанции. И оказалось, что в соседних сибирских регионах живут разные по доходам автомобилисты. Самые богатые, держитесь за стул крепче, – живут в Алтайском крае. Они и заплатят больше своих собратьев, проживающих в Новосибирской, Томской, Кемеровской, Омской областях. И это при том, что средняя заработная плата в соседних регионах в два-три раза выше, чем на Алтае. Парадоксально? Но факт!
Вот пример живой сравнительной арифметики. Меньше всего от повышения ставок транспортного налога в Алтайском крае пострадали владельцы автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил. Они по итогам прошлого года должны заплатить за каждую «лошадку» по 10 рублей. Для стандартных «Жигулей» – 700-750 рублей. Вроде бы терпимо? Однако наши соседи из Новосибирска платят за «лошадь» в этом случае 6 рублей. За «жигуль» или японскую литровую малолитражку – 400-450 рублей в год! Примерно столько, сколько платили жители края раньше. Даже в нефтегазовом Томске тариф на мелколошадных ниже на один рубль. К слову, в Москве ставка «до 100 лошадей» – 7 рублей.
Следующая категория – одна из самых массовых среди легковых автомобилей – от 100 до 150 лошадиных сил. Тариф Алтайского края – 20 рублей за скакуна, Новосибирска – всего лишь 10 рублей. Содержание стандартного японского двухлитрового универсала обойдется жителю Алтая в 2500 рублей, а Новосибирска – в 1250 рублей. Даже в богатом углем Кузбассе скакуны дешевле, чем на Алтае – по 18 рубликов за душу. А в Омске – еще на три рубля дешевле.
Категория следующая: от 150 до 200 лошадиных сил. В Алтайском крае вердикт один – 25 рублей за силу. А в Новосибирске действует скользящая ставка, учитывающая возраст автомобиля – до 5 лет, до 10 лет, и старше. За десятилетний джип, на котором так удобно ездить на рыбалку, новосибирец заплатит по 15 рублей за лошадь – от 2500 до 3000 рублей за год, житель Алтайского края – больше 4000 рублей.
Та же система действует у соседей и на автомобили мощностью от 200 до 250 и свыше 250 лошадиных сил. В крае один тариф (60 и 120 рублей за лошадь, соответственно), в Новосибирске – от 30 до 150 рублей, в зависимости от категории.
Малый предприниматель, купивший для своего бизнеса подержанный грузовичок в 350 лошадиных сил заплатит на Алтае 42 тысячи в год. В Новосибирске – 26250 рублей. Разница более чем ощутимая. Предпринимателю обидно. Хотя, думается, и владельцу «Жигулей» переплачивать лишние три сотки тоже неприятно – их тоже еще надо заработать – целый день труда только для удовлетворения возросших аппетитов региональных начальников.
О чем думали власти Новосибирской области, Кузбасса, Томской и Омской областей при принятии новых ставок транспортного налога примерно понятно – автолюбителем является каждый третий житель регионов и обдирать их как липку не очень красиво. Никому не нужны акции протеста (а на Алтае они уже были), не за горами выборы, незачем лишний раз раздражать население подведомственных территорий. Проще заработать на чем-то другом. Только в Алтайском крае зарабатывать на чем-то кроме населения оказалось нечего. И благо бы весь собранный на территории транспортный налог уходил бы на ремонт дорог – катались бы давно по автобанам. Но ведь нет и этого…
Видимо аграрному и патриархальному Алтайскому краю пора возвращаться в прошлый и позапрошлый век – менять железных лошадей на настоящих. Динамика роста налогообложения в сравнении с реальными доходами населения такова, что вскоре обычный житель края сможет, видимо, оплатить транспортный налог только на одну лошадь. И только богач – на целых двух.
Мнение автолюбителей:
Игорь Петров, водительский стаж 17 лет:
– Подход к налогообложению автовладельцев мне совершенно непонятен. Чего добиваются власти? Сокращения числа больших автомобилей на улицах, массового спроса на малолитражки? Но ведь автомобиль автомобилю рознь. Одно дело новый, из автосалона «Лексус», владелец которого способен заплатить любой транспортный налог, другое дело – сельский житель, который вынужден ездить в свою отдаленную деревню на старом джипе, – где ему столько заработать, в селе, куда и асфальт не проложен?… Или дачник, выгоняющий автомобиль из гаража два раза в год – чтобы отвести рассаду и привезти урожай. Единственным верным решением взимания транспортного налога может быть только включение его в цену бензина – кто больше ездит или у кого более прожорливый агрегат – тот и платит больше. Другие критерии не нужны.
Константин Сафонов, водительский стаж 11 лет:
– За свой автомобиль мне надо будет заплатить транспортный налог в 16 тысяч рублей. Это совершенно дикая и непонятная мне цифра. У меня же легковой автомобиль, а не КамАЗ. Почему за нормальное, удобное транспортное средство семья должна платить такие несусветные деньги? Всем перебираться в «Оку»? Раньше я платил в год чуть более трех тысяч рублей, и меня это устраивало. Хотя отдачи, в виде хороших дорог в крае я не видел. Теперь автомобилисты будут платить в разы больше, но уверенности, что полученные краем деньги будут правильно израсходованы, по-прежнему нет. Транспортный налог растет, а куда и как он направляется – остается загадкой.