Отца Александра Побединского из Барнаула многие в юности помнят как Алекса Неонардо. Это был его псевдоним. Рассказывают, он писал пьесы, искромётно разбрасывался афоризмами, вёл разгульную студенческую жизнь. Но однажды жизнь круто поменялась – сначала он надел военную форму, а потом - рясу. Бывший барнаульский спецназовец рассказал, почему поменял погоны на веру.
Прощай, оружие
Арина Колокольцева, АиФ-Алтай: Нет ностальгии по тому времени, когда жизнь была большой тусовкой?
Александр Побединский: Нет. И вспоминать не хочется. В наших творческих тусовках было много кривляния, гордыни, разврата, тщеславия. Там не было духовности.
- А что скажете о времени, когда вы служили в спецназе, куда вы пришли в лихие девяностые. Тогда одни мужчины теряли опору, другие находили её в малиновых пиджаках, кто- то в бандиты уходил…
- В «Легионе» я был погружен в воинское братство, интуитивно почувствовал там правду Божью. Я, двадцатилетний романтик, искал тогда смысл жизни, себя в этой жизни. Читал Канта, другие философские книги. На службе в спецназе пришло осознание, что истину можно найти не только в книгах. Спецподразделения находятся между жизнью и смертью, на рубеже борьбы со злом. На этих лезвиях тот, кто начинал кривить душой, не удерживался. Там шелуха отпадает.
- Щепетильный вопрос - вы же были на войне, приходилось целиться в противника. Были моменты душевного смятения?
- Нет, я не считаю это убийством. Солдат воюет за родину, за других людей. Это христианское воинство, защита Отечества. Я, конечно, тогда ещё ничего не понимал. Старцы говорят: «Когда на войне солдаты погибали, было видно, как их души поднимались». Когда солдат служит - он служит, не мародёрствует.
Защитная молитва от матери
- Как вы пришли к вере и сказали «прощай» оружию?
- Я долго искал Бога. В юности и Гурджиева прочёл, и Успенского, и Дзен изучал, но чувствовал, - не то. В Доме у нас всегда была Библия. Но я стал читать её впервые в другом месте. Когда меня первый раз отправили в горячую командировку в Чечню, мать написала защитную молитву на листке бумаги. А в поезде парень какой-то случайно - хотя, ничего случайного не происходит, маленькую Библию подарил. Я её под подушку положил, когда просто ради интереса открыл посередине, сразу в глаза врезались глаголы - я был словно громом поражён, каждое слово жгло. После продолжал читать запоем на посту.
- Были ли у вас моменты Божьей помощи в армии?
- В Чечне был случай, когда я шестым чувством ощутил смерть в окошке водонапорной башни, отшагнул за секунду до выстрела снайпера. А ночью приснилась Богородица: «Это я тебя спасла». Ещё сон один был удивительный: по траве сверкающей зеленой пришла Божья матерь и говорит: «Проси Александр, чего хочешь». И я попросил чего хотел в тот момент: мне бы дом. А она вдруг показывает на золотые купола... Я удивился: «Где там мой дом?». Богородица со вздохом взяла сито бросила из него какие-то зёрна. И эти семена полетели мне в голову, в сердце… Видать, зёрна запали и проросли.
- Говорят, в вашем роду немало священников?
- Да, по линии мамы вообще интересная история. В «Ревизоре» Гоголя есть сцена, где Хлестакова спрашивают, уж не он ли написал роман «Юрий Милославский, или русские в 1612»? Этот роман написал господин Михаил Загоскин, а в произведении упоминается реальный персонаж – поп Еремей. Это мой героический предок - в 1612 году он собрал дружину, которая вела партизанскую войну с захватчиками-поляками. После победы Еремея в честь Георгия Победоносца окрестили Побединским.
- Именно эту фамилию и вы стали носить недавно…
- Так всё сложилось, как Богу было угодно. Многие из потомков Еремея служили в церкви. После революции моих прямых предков- священников выслали в Сибирь. Один из Побединских был репрессирован, погиб в лагерях. Бабушке только в семидесятых годах после очередного запроса пришёл ответ: «В списках живых не значится».
Удивительное дело: после революции в нашем роду на долгое время перестали рождаться мальчики. В двух поколениях были только девочки. Лишь в 1968 году появился я. И вот теперь я служу в Знаменском храме. Хотя ведь я священником не собирался быть вообще. Пошёл в храм, чувствуя бездну несовершенства и греха. Помните сказку про гадкого утёнка? Вот он в отчаянии подумал: пойду к прекрасным птицам, пусть они меня заклюют. И рванул к ним, а те приняли его к себе. Вот так и я пришел в церковь с открытой душой со всеми своими несовершенствами и меня приняли, а чуть позднее, когда мне предложили пойти в семинарию, я, не оглядываясь назад, пошёл учиться.
- Как отнеслись родные к резкому повороту в вашей судьбе?
-Мать сказала: «Слава тебе Боже!». Для жены, а она является кандидатом медицинских наук, преподавателем, известие было сюрпризом, что вот я, офицер, иду в священники… Но позднее она это приняла. И сын мой сегодня уже в Знаменском пономарит. Я сам недавно у отца гостил в Белгородской области недавно. Он - алтарник. Мама - тоже в Знаменский монастырь монахиней пришла.
«Спасти душу грешную…»
- Не могу не задать вопрос от своих молодых друзей. Они говорят - как можно верить церкви, когда вот недавно привлекли священника за разврат? Что вы говорите, когда прихожане вас об этом спрашивают?
-Я понимаю недоумение людей. Здесь особый цинизм…Когда спрашивают, говорю: «Таких людей можно назвать христопродавцами». Всегда, пока существует мир, были такие.
-Кроме обязанностей в монастыре, вы опекаете находящихся в СИЗО и пациентов краевой туберкулезной больницы для заключённых. Довольно часто мы слышим про службы в колониях, но насколько искренне там люди начинают верить?
- Здесь, как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Там тоже суета мирская спадает, как это бывает в армии, например. И человек приходит в церковь. В мире, я знаю, многие формально приходят, те же самые бывшие заключённые. В девяностые годы это было особенно заметно - навесят цепь золотую огромную, картинно крестятся…Ну что ж, пусть даже так. Иногда, начиная делать что-то формально, человек потихоньку втягивается в ритуал, и вдруг перед ним начинает что- то открываться. А в тюрьме люди идут к священнику не для формализма, а для утешения. И придя в храм, это немножко чувствуют. Многие каются, и бывает настоящее покаяние.