Когда кто-то делает свою работу хорошо – её обычно не замечают. Обсуждаются, как правило, упущения и недостатки. Эта особенность восприятия касается разных сфер жизни общества, в том числе работы полиции. Можно предотвратить тысячу преступлений, но критиковать органы правопорядка будут за одно совершённое.
В редакции «АиФ-Алтай» состоялась «прямая линия» с Александром ДОБРОВОЛЬСКИМ, начальником Управления МВД России по г. Барнаулу, полковником полиции. Вопросы поступали по телефону, по электронной почте и через социальные сети. Почти все они касались «проблемных», с точки зрения граждан, моментов жизни города.
Помощь граждан
Корреспондент:
– Александр Геннадьевич, каковы основные криминогенные проблемы краевой столицы? Что вызывает основное беспокойство полиции?
– Криминальная ситуация в городе не критическая, но напряженная. Продолжаются кражи из автомобилей, похищение колес, аккумуляторов. Это преступления средней тяжести и чаще всего к задержанным применяется такая мера, как подписка о невыезде. Но данные граждане, порой, продолжают заниматься кражами. Только в текущем году нами обезврежено порядка 17 групп, которые совершали подобные преступления, по одной из них собраны доказательства совершения более 50 краж из автомобилей.
Полиция краевого центра всегда работает в напряженном ритме – к примеру, активно раскрываются телефонные и Интернет-мошенничества. Преступность, конечно, не стоит на месте и совершенствуется, но и полиция так же улучшает методы своей работы. Так, в Алтайском крае не так давно был зафиксирован новый вид преступления – злоумышленники опускают в терминал оплаты «подготовленную» купюру и с её помощью похищают крупные суммы денег. Полиция Барнаула быстро на это отреагировала, нашла меры борьбы и уже задержала серьезную преступную группировку, совершившую не один десяток таких краж.
Ярослав Кузьмич, Барнаул:
– Кто совершает автокражи, и воруют ли сейчас сами автомобили?
– Как правило, кражи из автомашин совершают лица употребляющие наркотики, либо несовершеннолетние. Многие преступления совершаются спонтанно. На месте преступления остается много поисковых признаков, поэтому раскрываемость высокая. Полицией проводится целый комплекс мероприятий по предотвращению и раскрытию подобных преступлений – на контроль взяты все пункты приёма аккумуляторов, шиномонтажные мастерские, ломбарды, куда может сбываться похищенное. Владельцы многих таких пунктов идут нам навстречу и сами сообщают полиции о подозрительных колесах, телефонах, аккумуляторах.
Очень хороший результат дает работа с таксистами – на сегодняшний день 11 таксомоторных компаний города сотрудничает с полицией в раскрытии преступлений. На едином канале связи мы доводим до таксистов информацию о преступлениях и получаем отзывы. Очень много информации стекается на телефон доверия ГУ МВД – 128. Много краж из автомобилей было весной, но после принятых мер, проведения мероприятий «Ночной город», их число существенно уменьшилось.
Угоны автомобилей в городе снизились в разы. Проблемой остаются только угоны дорогостоящих автомобилей, на розыск которых уходит много сил.
Корреспондент:
– Расследование каких ещё преступлений занимает много времени?
– Каждому преступлению уделяется серьезное внимание. Так, преступления экономической направленности требуют особой квалификации сотрудников полиции, проведения длительных экспертиз. Но и уличная преступность, грабежи, кражи простыми не являются. Мы постоянно анализируем ситуацию в городе, почти ежедневно вносим изменения в план дислокации сил и средств. Сейчас, к примеру, начались кражи на садовых участках в Центральном районе Барнаула – туда передислоцирована конная полиция, часть сил батальона патрульно-постовой службы. Как результат – задержания злоумышленников.
Всплеск преступности на дачных участках носит сезонный характер – кто-то не вывез ещё весь урожай, торговые предприятия, которые работают в садоводствах летом, ещё не вывезли все товары из торговых павильонов. На днях мы задержали группу лиц, которая проживала на территории садоводства и совершала кражи.
– Что еще становиться актуально зимой? Воровство шапок? Может быть, уличная преступность перемещается в подъезды?
– Основная масса уличных преступлений – кража мобильных телефонов. Их проще реализовать, чем шапки. Начиная с первых холодов, мы сориентировали все свои строевые подразделения на отработку при патрулировании подъездов, чердаков и подвалов. Там, как правило, собираются несовершеннолетние – «комендантский час» для них никто не отменял.
– Вероятно, подъезды – это «вотчина» участковых? Чем они еще занимаются?
– Участковый – это сотрудник полиции, который обладает всей информацией на обслуживаемой территории. На одном компактном участке проживает 2500-3000 человек – участковый знает всю криминогенную ситуацию, весь криминалитет – в том числе, бытовой. На своем патрульном участке участковый – старший, и ему придаются все силы, включая патрульно-постовую службу и вневедомственную охрану. У участкового самые широкие полномочия, как в сфере административного, так и уголовного законодательства. И заниматься он может многим – от неправильной парковки автотранспорта до незаконного оборота спиртосодержащей продукции.
Однако надо понимать, что большинство участковых – молодые ребята, вчерашние выпускники профильных вузов. И ждать моментального результата от их работы не стоит.
Мгновенный поиск
Ольга, Барнаул:
– Мне показалось, что в городе стало больше камер, чем полицейских. Это закономерность? На многих КПП уже нет полицейских. Вместо них висят камеры. Они хоть работают или нет?
– Полицейских в городе нисколько не меньше, чем раньше, их число определяется федеральными нормативными актами. Наряды ДПС, которые раньше несли дежурство на рубежных КП, теперь обладают большей мобильностью и могут работать на разных участках дороги. Это положительно сказывается на эффективности их дежурств. На новом мосту пост ДПС сохранен – это основной выезд из города и для быстрого реагирования там нужен стационарный пост.
Камеры по городу Барнаулу устанавливаются, чтобы более эффективно бороться с преступностью и заниматься профилактикой правонарушений. Видеокамеры позволяют не только выявлять лиц, нарушающих ПДД, правила парковки, но и помогают раскрывать уличную преступность. Сейчас проспект Ленина на всем протяжении оборудован системами видеофиксации и находится под наблюдением. Почти полностью оборудованы средствами видеофиксации Ленинский и Социалистический проспекты, контролируются все въезды и выезды в город. Во многих случаях преступления и преступники попадают в зону действия камер. Недавно мы по камерам проследили путь преступника от места совершения грабежа на улице Шумакова до квартиры – через камеры на улице, возле подъезда, в лифте.
В одном Индустриальном районе установлено уже более 2000 камер. Средств на приборы видеофиксации выделяется много. Вся информация с камер стекается в центр управления нарядами. Сегодня это центр работает активно – с его помощью раскрывается каждое третье преступление. Но это пока – будет больше. Только на первый взгляд, кажется, что установка камер обходится дорого – человека содержать сложнее. Помимо стационарных камер полиция использует и беспилотные летательные аппараты.
Тамара Петровна, Барнаул:
– В нашем доме на улице Анатолия три года не отапливается комната, а деньги за отопление берут. Или полицию этот вопрос не касается?
– Как показывает жизнь, полицию касается всё, что происходит в городе. По вашему адресу мы направим сотрудника отдела по расследованию экономических преступлений, и он по вашему заявлению проведет достаточно принципиальную проверку.
Валентина Николаенко, Барнаул:
– Александр Геннадьевич, мы с соседями решили установить во дворе «лежачий полицейский» и знак, ограничивающий скорость. Кто в Индустриальном районе может дать разрешение на это?
– Собственники жилья должны обращаться с инициативой в администрацию города. Там заявление рассмотрят, и если во дворе обеспечивается свободный доступ пожарных машин и скорой помощи – могут дать вам такое разрешение.
Елена Николаевна:
– Меня волнует пропажа людей. Принимаются ли заявления об их пропаже сразу или только через три дня?
– Елена Николаевна, всегда обращения граждан о пропаже людей регистрировались сразу, срока в три дня никогда не было. Поиск людей ведется с полной серьезностью, даже не по письменному заявлению, а по телефонному звонку. Особенно если пропадают дети, а не такие взрослые, которые каждый месяц исчезают после зарплаты. Таких мы тоже начинаем искать сразу, по обычным адресам – их, пропадающих регулярно, в городе несколько десятков. Для поиска детей и людей, которые раньше никогда не пропадали, полицией сразу задействуются все силы и средства.
Главная опасность – наркотики
Мария Кузнецова, Барнаул:
– Сын заканчивает седьмой класс, но мало рассказывает, где бывает с друзьями и чем занимается. Каковы самые главные опасности для молодежи города?
– Главная опасность – наркотики и наркотические химические вещества. Когда молодой человек соглашается за плату разнести по закладкам наркотики – не видя заказчика, не зная потребителей, он думает, что бесконтактный сбыт – это простые и легкие деньги. При этом он совершает уголовно наказуемое преступление, о чем часто не подозревает. Мы ведем большую разъяснительную работу в школах, училищах, вузах, при каждом отделе полиции организована группа по борьбе с оборотом наркотиков, но проблема действительно серьезная.
Виталий Р., Барнаул:
– Каково отношение граждан к полиции? Реформа полиции что-то изменила в лучшую сторону?
– Мне кажется, ситуация с места сдвинулась, происходят позитивные изменения. Нельзя сказать, что отношения граждан к милиции, а затем полиции сильно менялось – оно всегда было хорошее. Люди идут к нам со своими бедами, доверяют нам и верят. Но то, что эффективность полиции повысилась – это очевидно. Жизнь не стоит на месте. Сейчас все чаще граждане сравнивают работу полиции по эффективности с работой милиции в советское время. Оставленные на ночь у домов автомобили – это лишь один пример того, что люди перестали бояться за своё имущество, так как знают, что благодаря усилиям полиции сохранность машин намного повысилась.
Вопросы о доверии к полиции – издержки массовой культуры, обилия сериалов про полицию с негативным подтекстом. Люди верят сериалам, но не задумываются о том, что сегодня в Барнауле раскрываются почти все убийства, число изнасилований упало практически до нуля, усилилась работа по экономическим преступлениям, повысилась доступность и открытость полиции.
Сергей Высоцкий:
– Лет 90 назад была розовая мечта – полностью победить преступность, для которой исчезли, как думалось тогда, социальные условия, связанные с эксплуатацией человека человеком. Лет 30 назад о полной ликвидации преступности уже никто не помышлял, но обсуждалось мораль и правосознание граждан – множество «добропорядочных» граждан, не преступивших закон не из-за моральных принципов, а только из-за боязни наказания – потенциальных преступников. Каково сейчас правосознание общества?
– Мораль, нравственность, осознанное неприятие зла, которым является преступление, даже не выявленное полицией – это то, что необходимо сохранять и возрождать в обществе. Работа эта долгая, не простая, но необходимая. И начинать надо с малых лет – воспитание нравственности и правосознания необходимо вести с детского сада.
В этом году мы открыли в Барнауле четыре профильных полицейских класса в двух школах и родители с большим желанием повели в них детей. И другие школы идут к нам с предложениями открыть подобные классы правоохранительной направленности. Мы идем в школы, работаем с будущими поколениями. И не только в школы – в детских садах сотрудники ГИБДД прививают малышам культуру поведения на дороге.
Важно, что и дети, и взрослые видят, что работа эта ведется полицией не формально, а искренне, часто с затратами личного времени, на общественных началах, от чистого сердца. Но помогать полиции воспитывать в детях законопослушность не от страха, а от совести должно все общество. Ведь все закладывается с детства – какой багаж достанется от родителей, что даст школа – с тем человек и войдет во взрослую жизнь, по этим же принципам сам начнет воспитывать уже своих детей.