Устав от издевательств со стороны мужа, бывшего наркомана, Олеся П., жительница одного из районных центров края, вместе с детьми ушла из дома и сняла комнату у односельчанки.
Но супруг и здесь не оставил их в покое: регулярно устраивал дебоши с битьём окон, угрозами и прочим. Хозяйка потребовала от хлопотного семейства съехать с квартиры. Теперь Олеся с двумя ребятишками, один из которых болен ДЦП, могут оказаться на улице.
Понять и простить?
Домашнее насилие – не такое уж и редкое явление в нашей жизни. И случается эдакая дикость не только в г глухих деревнях, но и в больших городах. К тому же многие жители городов Алтайского края – это выходцы из сельских мест, где ещё крепки патриархальные традиции и представления о «мужике – хозяине дома».
– Каждое десятое преступление в краевой столице совершается в быту, – говорит Александр Бочкарев, врио замначальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по Барнаулу. – Из 10486 преступлений, зарегистрированных в этом году, 1080 – из сферы семейно-бытовых отношений. В большинстве случаев жертвами становятся женщины и дети. По составу преступлений наиболее часто встречаются статьи 119 (угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 и 115 (умышленное причинение вреда здоровью средней и лёгкой тяжести).
Увы, прощение со стороны милосердных близких редко останавливает домашнего тирана. Как правило, наоборот – побои, ругань и страх становятся в таких семьях постоянным явлением. Если психическое или физическое насилие, которое проявляет один и тот же человек в отношении своих домочадцев, становятся регулярными (более 3 случаев в год), то он может быть привлечён к ответственности за истязания (ст. 117). Однако за прошлый год в Барнауле было возбуждено всего-навсего 2 таких уголовных дела. Опять-таки из-за позиции самих потерпевших, которые попросту не идут к медикам и не фиксируют следы побоев.
Впрочем, как сказала одна женщина, не раз переживавшая ужас супружеского рукоприкладства, судиться – себе дороже, ведь по российскому законодательству домашним насильникам грозит наказание от штрафа (5000 рублей и больше) до условного срока. Успокоит ли это жертву? Срок-то – условный, а штраф… он, скорее, наказание для семьи, а не для самого буяна.
Без приюта
– Женщине, особенно с детьми на руках, трудно самой справиться с проблемой, а единого понятия домашнего насилия у представителей различных ведомств и организаций, которые профессионально занимаются этой проблемой, к сожалению, нет, – считает Татьяна Гуж, председатель правления АРОО «Право на счастье». Кстати, с начала года на телефон «кризисной линии» общественной организации зарегистрировано 325 обращений женщин за помощью.
– Женщины могут прибегать к помощи нашей организации не раз и не два, они остаются с нами годами, пользуясь психологическими, юридическими и социальными услугами, – говорит Татьяна Гуж. – Они зачастую настолько измотаны в семье, что принимать какие-то решения о разводе, об ответственности за воспитание в одиночку детей, попросту не могут. Наша задача – раскрыть женщине все её возможные ресурсы. Конечно, тем, у кого в детстве не было деструктивного опыта, кто воспитывался в нормальной семье, проще вырваться из ситуации насилия. Но если женщины видели насилие в домах родителей (а таких по статистке 80%), им сложно решиться на перемены в жизни. С такими приходится работать годами.
В помощи сегодня нуждаются и 18-20-летние девушки, и 60-летние пенсионерки. Например, в январе сотрудникам «Права на счастье» пришлось выручать 46-летнюю женщину, которую зверски избивала родная сестра со своим супругом. Все они жили в одной квартире, поэтому женщине сложно было скрыться от конфликтов. Но однажды, доведённая до отчаяния, она, с переломанными ногами и руками, решила выползти на улицу, чтобы замёрзнуть. С помощью участкового уполномоченного полиции несчастная женщина была помещена во временный приют.
Увы, сегодня приют, который был для многих переживших насилие женщин местом, где можно было «переждать бурю», спасти себя и детей от опасности, перевести дух, успокоиться, получить консультации юристов, пройти социально-психологическую реабилитацию, закрыт, так как закончилась грантовая поддержка проекта «Право на жизнь».
– Сегодня многие общественные организации опасаются, что из-за возможного уменьшения бюджетных расходов будут свёрнуты грантовые программы, – говорит Ирина Кривоус, главный специалист краевого департамента по связям с институтами гражданского общества. – Однако грантовая поддержка сохранится. Но обещать, что грант будет выделен именно на такой проект, как убежище для жертв домашнего насилия, мы не можем.
Проект, который был основным в деятельности единственной в городе общественной организации, работающей с жертвами домашнего насилия, с сентября закрыт. Хотя те, кто его осуществлял, и те, кто им пользовался, уверены: убежище – самая действенная форма скорой помощи тем, кто вынужден спасать себя и своих детей от вполне реальной угрозы жизни и здоровью.
Кстати
Чаще всего семейно-бытовые преступления совершаются людьми в состоянии алкогольного опьянения, в праздничные и выходные дни. Сегодня на профилактическом учёте в барнаульских отделах полиции состоят 733 человека, злоупотребляющих спиртным. Из них 187 человек официально признаны алкоголиками.
Алкогольное опьянение часто используется обидчиками в качестве оправдания своему поведению. Однако употребление алкоголя не является оправданием перед законом.
Мнение эксперта
Наталья Вишнякова, руководитель проекта «Право на жизнь» АРОО «Право на счастье»:
– В государственном заведении – краевом кризисном Центре для женщин – временный приют, куда может обратиться женщина, пострадавшая от домашнего насилия, существует. Но порог попадания туда очень высок. Туда уже не попадёт женщина, убежавшая из дома среди ночи, потому что нужны медицинские справки. А чтобы сдать кровь на RV или пройти флюорографию, требуется и время, и некоторая сумма денег, которых у женщины в этот момент может не оказаться... Мы же предоставляли убежище женщинам именно «по горячим следам» и безо всяких медицинских справок. В любое время суток могли сесть на машину и забрать женщину в любой точке города. Убежище, которое мы предоставляли, это трёхкомнатная квартира, которую организация арендовала у частного лица. Там были мебель, необходимая электробытовая техника. Одновременно здесь могли размещаться пять семей, потому что было несколько спальных мест. Здесь круглосуточно дежурили социальные работники. С женщинами работали психологи. Наш юрист помогал решить правовые вопросы и оказывал правовое сопровождение в суд (например, в случае сложных разводов – таковых за время нашего проекта было три). Женщины здесь не только проживали, но и проходили реабилитацию, были заняты конкретными делами для восстановления социального статуса и искали пути построения нового варианта жизни.
Мнение власти
Александр Добровольский, начальник управления МВД России по г. Барнаулу:
– Предотвратить насилие можно, обратившись в полицию. Полицейские вправе доставлять в медицинскую организацию либо в служебные помещения подразделений полиции лиц, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, если есть опасения за здоровье и жизни граждан.