Примерное время чтения: 8 минут
577

Мошенники пользуются доверчивостью жителей Алтайского края

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ-Алтай" 11/06/2014

Барнаулец Максим устроился развозчиком пиццы на собственном автомобиле – работа непыльная, ноша не тяжелая. Но приключился с ним неприятный случай – заказали пиццу в администрацию города и попросили телефон курьера.

Пока вёз заказ – позвонили на мобильный и попросили купить цветы для сотрудницы, у которой день рождения. Но тут же перезвонили и поменяли решение – чем дарить цветы, лучше ей деньги на телефон закинуть – 3000 рублей. Всё равно у заказчика только пятитысячная одной бумажкой – полторы тысячи за пиццу, три на подарок, остальное курьеру за хлопоты. Остановился у банкомата – перечислил деньги, доехал до администрации… А пиццу никто не ждал.

Новые схемы

Не проходит и дня, чтобы какой-нибудь житель края не попался на уловки мошенников. Так, недавно на мобильный телефон жителя краевого центра позвонил неизвестный и, представившись менеджером сотового оператора, предложил абоненту пополнить счёт, чтобы он «удвоился» по акции. 53-летний мужчина перечислил крупную сумму, а полученный по sms-сообщению код продиктовал мошеннику. В результате лишился 12600 рублей.

По оценке полицейских, жители края и в целом Сибири – особенно любимы мошенниками. В отличие от населения европейской части России, они отличаются большей доверчивостью. Феномен доброты жителей края несколько уравновешивает только огромный опыт полиции Барнаула в раскрытии преступлений в сфере телефонного и интернетовского мошенничества. В край приезжают учиться правоохранители со всей России.

По словам Владимира НИКИТЧЕНКО, заместителя начальника оперативно-сыскного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Барнаулу, майора полиции, телефонное мошенничество, когда пожилым людям сообщают, что их родственник попал в беду, пошло на спад. Граждан предупреждают в СМИ, в магазинах, в транспорте. Но единичные случаи ещё бывают. Другая схема телефонного мошенничества – «ваша карта заблокирована» тоже стала применяться реже, как и схема «выигранного» приза, за который нужно уплатить налог. Эти три схемы уходят в прошлое, но растёт новая волна мошенничеств, связанных с Интернетом.

К примеру, даёт человек в Интернете объявление, что продает вещи, мёд или автомобиль. Ему звонят и сообщают, что готовы взять. Просят назвать номер банковской карты для перечисления задатка или всей суммы. Далее узнают номер карты, пин-код или код карты на обратной стороне. Объяснений масса – деньги «не проходят», банку показался подозрительным ваш счёт, в общем, что угодно. Бывает и так, что деньги человеку приходят, зато все остальные средства на счете исчезают.

Часто мошенники выступают не покупателями, а продавцами. На сайте, где продают автомобили, продавец требует предоплату. Получив деньги – отключает телефон.

Ещё один новый вид мошенничества – набор персонала. На сайте вакансий появляется объявление, что требуется, к примеру, водитель в администрацию края – зарплата 60 тыс. рублей. Человек звонит, его обещают принять на работу – мол, приезжайте с трудовой книжкой, будем оформлять. Радостный гражданин выезжает на встречу, но по пути получает звонок от работодателей с просьбой купить коньяк, продуктов и пополнить номер телефона. Естественно, никто соискателя с коньяком не ждёт. По такой же схеме обманывают курьеров ресторанов, продавцов картин, мёда, цветов, которые готовы сами привезти заказ.

Обмануть три раза

Другой вариант обмана связан с медицинскими препаратами или приборами. Мошенники звонят пожилым людям и предлагают приборы и БАДы со значительной скидкой. Но деньги нужно перечислить заранее. Потом могут перезвонить и предложить дополнительные лекарства. Особо циничные мошенники звонят пострадавшим через пару месяцев и интересуются – делали ли они заказ, который не пришёл, или пришёл, но не помог здоровью. Пожилой человек жалуется, а звонящие объясняют, что тот столкнулся с мошенниками, и теперь человеку полагается компенсация, деньги вернут. Так обманули на 34 тыс. рублей пожилую жительницу Бийского района. Чтобы женщина смогла получить свою компенсацию, ей нужно было подключить услугу «мобильный банк» и назвать звонившему номер банковской карты.

Часто мошенники стараются обмануть граждан, потерявших документы. Просят перечислить деньги за найденные документы, которых не находили.

Всё чаще для обмана используются социальные сети. Так, в Барнауле сейчас ищут мошенников, которые обманули жителя города, просившего помощь на операцию. Ему прислали sms-сообщение про готовность перечислить деньги. Но попросили выслать номер банковской карты. В результате мошенники сняли с его карты почти 90 тысяч рублей.

За пять месяцев этого года в Барнауле зарегистрировано почти 200 случаев телефонного и Интернет-мошенничества.

Глядя на разгул мошенничества, суды края выносят по таким делам строгие решения – телефонные мошенники получают реальные сроки. Но лучше гражданам всё же не попадаться на обман, не терять деньги, не дожидаться следствия и суда. Преступления, основанные на доверчивости граждан, проще предотвращать, чем расследовать.

На то и расчёт

Ольга Диденко, программист:
– Очень обидно, что от действий мошенников страдают беззащитные люди – те, кто не подозревает всех и каждого в возможном обмане. Моя мама постоянно сталкивается с этим по причине доверчивости. Так она зашла на сайт якобы Елены Малышевой, где ей предложили заполнить анкету про здоровье. Она заполнила. Последним пунктом надо было отправить смс-сообщение на определённый номер телефона. Бдительность была уже усыплена – доктор Малышева для неё безусловный авторитет, да и времени на заполнение анкеты было потрачено немало. В итоге лишилась 1000 рублей. 

Или коллеге пришло смс-сообщение: «Я отправила вам 250 рублей на телефон по ошибке. Пожалуйста, верните мне их на такой-то номер». Ну, она и вернула. Только сначала надо было баланс телефона проверять. Это тоже наивность и доверчивость. И ещё честность и ответственность. Мошенники именно на это и рассчитывают.

Мнение эксперта

Яна Смирнова, ассистент кафедры социальной психологии
АлтГУ:

 Конечно, можно говорить о личностной предрасположенности человека к низкой критичности относительно информации, предоставляемой мошенниками. Однако чаще всего влияние оказывает сама ситуация мошенничества, а именно характерные для неё эффект неожиданности, контраста, новизны, неопределённости, обобщённый, «размытый» и яркий характер предоставляемой информации, а также эффект «сиюминутного результата», когда желаемое можно получить здесь и сейчас. Сами эти эффекты способствуют снижению критичности человека и изменяют способы переработки информации, способы анализа ситуации, способности предвиденья последствий и результатов действий, а следовательно меняется сам образ ситуации, выбора и принятие решения в ней.

С точки зрения психологии, информация от «телефонных мошенников» – это всегда информация, нарушающая «когнитивный баланс» имеющегося у человека представления о мире. Например, знания о том, где сейчас находятся родственники, каков счёт мобильной или банковской карты. И это создает информационный вакуум, требует осмысления и «заполнения» информационных пробелов. Как только к человеку поступает информация такого рода – сразу же возникает мотивация восстановления «когнитивного баланса», желание уменьшить неопределённость. К сожалению, так как мошенничество затрагивает значимую для человека сферу его жизни, первой срабатывает эмоциональная реакция оперативного реагирования – автоматизированные и наиболее типичные, возникает проблема низкой критичности к ситуации и содержанию представленной информации.

Мнение власти:

Владимир Никитченко, замначальника оперативно-сыскного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Барнаулу:
– Любые покупки по Интернету – это риск, поэтому важно проявлять бдительность: не отправлять деньги неизвестным людям, не сообщать данные своей банковской карты, не сообщать пароли «мобильного банка» и коды подтверждения операций. 

При разговоре с возможными мошенниками стоит задавать больше уточняющих вопросов – узнавать фамилии, месторасположение, адреса. Так как большинство мошенников находится в других регионах, в тупик их может поставить даже простой вопрос о городе или крае. 

Радует, что жители Барнаула стали чаще информировать полицию о фактах мошенничеств и попытках обмана. Чем больше будут сообщать граждане об этом – тем проще документировать преступления и находить преступников. Также важно сообщать о совершенном преступлении раньше – есть шанс остановить движение средств, чтобы перечисленные пострадавшими деньги не успели дойти до мошенников. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах