Жительнице краевого центра Нине Петровне довелось попасть в больницу на Змеиногорском тракте. Как и во многих других медицинских учреждениях, высокий профессионализм врачей здесь сочетался с чёрствостью медицинского персонала. Но поразило её не это, а меню больницы – каши и капуста. Капуста квашеная, тушёная, почему-то горькая – и в супе, и на гарнир, каждый день.
А на завтрак и ужин – овсянка неопределённой консистенции. Иногда молочная лапша, которую сами повара называли «синей», так как варили на воде. На все возмущения пациентов повара отвечали: «Здесь никто вас лобстерами кормить не будет!..».
Щи да каша
Изысканным меню в больницах края назвать сложно. В лечебные учреждения попадают люди разных социальных слоёв и пищевых привычек, а кормят всех усреднённо. Люди не избалованные капусте всегда рады, остальные пищей обеспечивают себя сами – почти во всех больницах есть буфеты и киоски с продуктами. Ассортимент, как на любом вокзале – пиццы, хот-доги, шоколадки, лимонады.
Впрочем, больничное меню в разных лечебных учреждениях отличается. Так, в роддоме №1 Барнаула на завтрак подают кашу с чаем, на обед – суп и картошку с мясом, на ужин – макароны с напитком. Детским больницам на питание пациентов выделяется больше, чем взрослым, краевым – больше, чем городским.
Краевые власти обращать внимание на питание пациентов обычно не любят, но иногда факты недовольства всплывают помимо их воли. Так, три года назад бывшая сотрудница городской больницы №8 Барнаула обратилась к начальнику ГУВД по Алтайскому краю с просьбой разобраться в работе пищеблока медицинского учреждения. С её слов на пищеблоке постоянно допускали недо- вложения в порции, большую часть продуктов выносили из больницы родственники поваров, больных кормили едой, приготовленной с нарушениями санитарных правил. Полицейская проверка злостных нарушений не нашла, но почти все тогда были вынуждены признать, что на 45 рублей в день кормить больного разнообразно затруднительно.
Исправить ситуацию, хотя бы частично, попытались через внедрение в рацион пациентов белковых смесей и витаминно-минеральных комплексов. Такой приказ подписали прошлым летом в Минздраве России. Однако лечебные учреждения края к такому новшеству отнеслись настороженно. По словам главного врача одной из барнаульских больниц, пациенты должны получать здоровую, калорийную, но простую пищу из натуральных продуктов, а не смеси.
Так или иначе, питание в больницах края немного улучшается. В ряде учреждений пару раз в неделю людям дают фрукты или соки, стало больше овощей. На смену капусте, которая не всем подходит даже по медицинским показаниям, пришли бобовые и баклажаны. А вот перловки, ячневой и кукурузной крупы стало меньше.
За счёт родителей
В отличие от больниц, где пациент питается за государственный счёт, в средних учебных заведениях края обеды школьников оплачивают родители.
Ещё лет десять назад ситуация с питанием в школах края была неудовлетворительной. Игорь САЛДАН, главный государственный санитарный врач региона, признавал тогда, что только 83% школьников края получают горячее питание, только один из четырёх ест горячее два раза в день. Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляла 5 рублей, в городах – 10 рублей, обеда – 15 рублей и 25 рублей соответственно.
За десять лет кое-что изменилось. Краевые власти не уставали хвалиться программой перевооружения школьных столовых – на эти цели из краевого и федерального бюджетов были выделены десятки миллионов рублей. Зато теперь в 726 школьных столовых региона питание детей организовано по комплексному меню, разработанному с учётом сезонности.
Из рациона учащихся исчезли запрещённые пирожные, пирожки, жаренные во фритюре, пицца, острые соусы, майонез, газированные напитки. Не стало и блинчиков с мясом. В итоге доля выявленных заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников снизилась на 9,5%. По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Алтайскому краю, сегодня более 96% учащихся края получают горячие завтраки и обеды, что на 12% превышает российский показатель в 84%.
Так, в школе №132 краевого центра, питание в столовой организовано на всех переменах, одновременно могут кормить до восьми классов. На первых двух переменах есть идут младшеклассники, затем учащиеся средних и старших классов.
Однако за всё приходится платить. Бесплатное питание получают лишь дети из социально незащищённых семей – примерно один из 20 учащихся. В категорию «бесплатников» входят инвалиды, дети из малоимущих семей и многодетных семей, дети из семей, в которых один из родителей является инвалидом, дети из неполных семей. Дополнительно часть детей, проживающих в семьях, состоящих на учёте в органах соцзащиты, получают небольшую компенсацию на питание – для них бесплатным становится каждый четвёртый обед.
Свой хлеб и картошка
Ещё одна категория граждан, получающих питание из государственных рук – осуждённые. Пищу они получают бесплатно, в рамках норм, установленных законом. Так, в сутки осуждённому мужчине полагается 300 граммов белого хлеба, 250 гр. серого хлеба, 100 гр. крупы, 90 гр. мяса, пол- стакана молока, 30 гр. сахара, пол-яйца, полкило картофеля, 250 гр. овощей. Беременным и кормящим женщинам запрещено давать продукты из соевой муки, а осуждённые несовершеннолетние помимо прочего получают свежие фрукты, какао, колбасу и конфеты.
По словам Валерия УСАЧЁВА, начальника УФСИН по Алтайскому краю, заключённые края получают овощи, фрукты и сыр в необходимом количестве. Финансирование осуществляется на 100%, питанием и вещами алтайские колонии тоже обеспечены. В среднем один заключённый обходится стране в 25 тыс. рублей в месяц. При этом непосредственно на продукты питания уходит от 65 рублей в день. Чтобы обеспечить осуждённых нужным рационом, мясо и другие продукты закупаются по оптовым ценам, в колониях выпекается хлеб, выращивается картофель, и даже готовится печенье, которое потом продаётся в местном ларьке.
И всё же, разница между домашним и казённым питанием в крае ощущается отчётливо. Меньше всего страдают те, кто и в обычной жизни любит щи и кашу. А вот любителям японских суши и прочей экзотики в казённом доме может быть несколько голодно…
Мнение эксперта
Борис КОЗЛОВ, доктор медицинских наук, профессор АГМУ:
– Если судить по краевому госпиталю для ветеранов войн, в котором я работаю – рацион пациентов в целом сбалансирован, разнообразен, учитывает возрастные особенности и обострения в течение различных заболеваний. Жалоб на еду в госпитале я пока не слышал. Не могу сказать, что раньше пациентам в питании чего-то особенного не доставало, но в последнее время их меню стало, на мой взгляд, разнообразнее. Естественно госпиталь старается, чтобы завтраками, обедами и ужинами все оставались довольны. Ведь что нужно пожилому человеку – покой, хорошая пища и внимание. Иначе и быть не может – каждый ветеран должен быть окружён заботой.
Мнение власти
Андрей ЩУКИН, заместитель председателя комитета по социальной политике АКЗС, заместитель руководителя депутатского объединения – фракции «ЛДПР»:
– Если судить по моим детям, то питание в школах края сегодня вполне приемлемое. Да, оно оплачивается из кармана родителей, но нельзя сказать, что сумма слишком велика для обычной семьи – что-то около 200 рублей в неделю. Конечно, дети из семей, которые нуждаются в социальной поддержке, должны обеспечиваться питанием бесплатно, но вводить всеобщее бесплатное питание в школах за счёт государства было бы излишним. Родители платят за питание и влияют на меню школьников. При бесплатном питании это делать сложнее, и, вероятно, оно бы было ниже качеством.
В больницах края, если судить по впечатлениям родных, разносолами не кормят – это не узбекская кухня и даже не шашлычная. Питание в основном диетическое и недорогое – обычная каша.
Конечно, не правильно, если больные в крае будут питаться хуже, чем заключённые. Но в целом все категории граждан должны получать нормальную пищу, не голодать и не терять силы, вне зависимости от того, в каком учреждении они находятся.
Формально сыты
Александр ГОНЧАРЕНКО, руководитель Алтайской краевой общественной организации «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив», член Общественной наблюдательной комиссии Алтай- ского края по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания:
– За шесть лет работы Общественной наблюдательной комиссии мы не увидели ни ухудшения рациона питания заключённых, ни качественного, заметного улучшения.
Вопросы питания осуждённых – одни из самых сложных в нашей работе. Жалобы есть, но зафиксировать факты нарушения очень трудно. Во-первых, в соответствии с законом, мы предупреждаем заранее пенитенциарные учреждения о своём визите. Во-вторых, всегда очень сложно определить текущее качество пищи. По отчётам всё в порядке – осуждённые получают по нормам необходимые белки, жиры, углеводы и витамины. Мясо и овощи тоже выделяются по нормам. Но каково качество этих продуктов? Скажем, есть кусочек мяса в 100 граммов – в документах расписано, сколько он каких элементов содержит. Но ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что мясо может быть разным – один кусочек, как говорится, тает во рту, а другой вызывает колики. Учесть и задокументировать эту разницу почти невозможно.