Примерное время чтения: 4 минуты
1967

Пантовое оленеводство – визитная карточка Алтайского края

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ-Алтай" 13/08/2014

Среди множества красот и достопримечательностей Алтая, на которые приезжают посмотреть туристы, особое место занимают оленные камни – массивные каменные плиты с изображениями парящих маралов. Это не просто камни – это указатель того, какую важную роль играл марал в жизни древних людей.

Сказки и легенды

Подобные плиты, относящиеся к VII-VI векам до н. э., встречаются в Туве, Забайкалье, Монголии и Китае. В основном они, по мнению исследователей, имеют ритуальный характер связи с загробным миром. Так, по поверьям древних жителей Сибири, существует мифическое небесное оленье стадо, давшее жизнь всему земному и соединяющее души усопших.

Благородный олень-марал для древних алтайцев был не просто животным. Он играл одну из ключевых ролей в их повседневной и духовной жизни. Рассказы о марале зафиксированы во многих мифах, сказках, традициях алтайцев. У алтайского рода туба, сентябрь, к примеру, называется «сыгын-ай» – месяц марала.

С древности пантам, мясу, крови марала всегда приписывалась огромная сила воздействия на организм человека. Даже трава, которую поедал марал, обладала, по поверьям, большим лечебным эффектом. Также марал в Сибири всегда был признаком благополучия и достатка.

Долгое время основным способом получить целебные панты, мясо и кровь марала для жителей Сибири была охота. Однако уже в конце XVII века и китайцы, и русские осознали, что маралов проще разводить, чем отлавливать. Кто организовал первый маральник на Алтае, доподлинно неизвестно, но исторические источники сообщают, что в деревне Язовой на Бухтарме первым поймал и стал содержать трёх живых маралов Семён Лубягин. Вслед за ним, в 1792 году, своих маралов завели Авдей и Роман Шараповы в деревне Фыкалке Бухтарминской волости.

Позже пантовое оленеводство распространилось с Алтая по всей России. До 70-х годов прошлого века наша страна была основным производителем пантов в мире. Но за последние сорок лет эта отрасль получила мощную государственную поддержку в Новой Зеландии и Китае.

Перспективное направление

Алтай по-прежнему остаётся уникальным регионом России – здесь, в полутора тысячах мараловодческих хозяйств сосредоточено более 90% всех пантовых оленей страны – около 100 тысяч. Можно сказать, что для большинства жителей страны маралы прочно ассоциируются с Алтаем, а Алтай – с маралами.

До недавнего времени практически единственным продуктом пантового оленеводства на Алтае оставались рога оленей – панты, поставляемые на экспорт. Однако всё большую популярность набирают продукты пантового оленеводства, которые раньше считались второстепенными – мясо маралов, кровь, прочие субстанции, обладающие ярко выраженным лечебным и оздоровительным действием. Очень популярными среди гостей Алтая стали пантовые ванны – в крае уже разработаны технологии, позволяющие принимать ванны не только в июне и июле, но и в сентябре, в январе, и в любом месяце. Для этого используется сырьё, хранящееся в низкотемпературных шкафах.

По наблюдениям Бориса КОЗЛОВА, профессора АГМУ, препараты из продуктов пантового оленеводства обладают широким спектром действия, так как они практически универсальны. Они незаменимы для восстановления и реабилитации пациентов, для тех, кто работает в тяжёлых или особых климатических условиях. Также перспективными направлениями продвижения пантовых продуктов Алтая являются сохранение здоровья человека и активное долголетие.

Пантовое оленеводство на Алтае остаётся одним из самых перспективных направлений развития животноводства, лечебно-оздоровительного, а также экологического туризма. Потенциал марала не раскрыт ещё в полной мере, а лечебные свойства крови и мяса марала ещё ждут своих исследователей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах