Примерное время чтения: 10 минут
217

Виталий РАССЫПНОВ. Теплица (рассказ)

Когда начинается пора экзаменов, то он приезжает ко мне в деревню в субботу радостный и ходит по огороду с садисткой ухмылкой. Из всех разговоров самыми потребными у него являются итоги последнего экзамена – сколько он поставил двоек, сколько шпаргалок отобрал, сколько переэкзаменовок назначил.

Я не знаю, как его терпят студенты, а я терплю его только ради моей дочери, которой этот гад загубил жизнь. Правда, я его еще терплю как рабочую силу – кому-то огород надо же копать. А это у него получается неплохо. Пусть возится с землей, ее у меня немерено. Он уж который год время от времени твердит, мол, маманя отдайте соседям половину огорода. Зачем нам столько? Это ему много, а я своей земли, кровью и потом политой, никому не отдам.

Хотя сил-то у меня на восьмом десятке лет уже не очень много, но после зятевых посадок, я еще могу кое-что исправить. Понасадит тут всякой травы, видите ли, ему витамины нужны! Я мне на кой ляд его кинза вонючая? Я один раз в рот взяла потом хоть «Ферри» полощи. И чего моя доченька в нем нашла? Маленький, горластый и еще с бородой как у нашего священника. Ну, вылитый попик?

К тому же руки у него растут не оттуда. Гвоздя забить, как следует, не может, а если начинает, что мастерить, то ругается такими словами, каких я отродясь в своей деревне не слыхала. И где он только так научился материться? Неужели теперь в университетах и этому учат? Но приходится терпеть.

А последнее время он вообще обнаглел и стал мне диктовать, что делать в огороде. Начитался лунного календаря и твердит мне, - Надо морковь на новолуние сеять, а семена редиски оставить на ночь на дворе, чтобы луна их осветила. И поливать надо только водой настоянной на березовых угольях…

И кто только таких советов ему надавал? Лучше бы рассадник поправил, а то скоро помидоры высаживать, а там стенка обвалилась. - Не будем мы в этом году помидоры высаживать в рассадник. Я буду строить теплицу. Уже договорился о покупке старых рам. А их собрать в теплицу пару пустяков. Я уже все рассчитал – прочность будет нормальная и профиль выдержит наши ветра.

Никакой теплицы этот лохматый не построит. Руки не от туда растут. И потом – где он ее собирается строить? У меня в огороде все уже занято. И ведь как читал вроде бы мои мысли. - Маманя! Теплицу мы разместим на грядке с клубникой. Все равно у меня от ее ягод аллергия, а вам с дочкой хватит той, что за баней. Я даже чуть не задохнулась от такой наглости. Я лелеяла свою клубнику, поливала навозом, рыхлила, опрыскивала, а он ее затопчет?!

Но тут вмешалась моя дочь и уговорила меня не перечить зятю. Тем более, что клубника уже на одном месте растет пять лет. Так и быть, пусть тешится. Все равно ничего у него не выйдет. После пасхи зять перетаскал все сорок рам на мою клубнику.

Я ушла от греха подальше к своей соседке Ольге, и мы долго рассказывали друг другу о своих зятьях. Ольга хвасталась, что ее зять успешно занимается бизнесом и с дочкой уже съездили в Турцию на отдых. Теперь они купили себе новую дачу, и будут к ней ездить реже. И потом Ольга стала так хвалить своего зятя, что у меня даже дыхалку перекрыло.

Как?! Это у нее-то зять ангел? Этот жирный бычара, что с золотой цепью на шее, как бык колхозный ходит? - Ну, Ольга Павловна, ты уж совсем своего зятя захвалила! Мой не хуже. Он хоть и в три раза меньше твоего и лысина у него во всю башку, но знаешь, какой он умный? Он же докторскую диссертацию написал, и будет защищать ее в Москве. Его студенты так любят, что свидание готовы назначать чуть ли не каждый день.

- Мария! Если он такой умный у тебя, то че ж на автобусе ездит к тебе, и своей машины до сих пор не заимел? И потом этот твой огород он облизывает все лето, что денег на овощи заработать не может? Я вон от своего огорода отказалась и только для зелени держу две грядки, а все остальное они мне из супермаркета привозят.

- А он в огороде возится из любви к земле и потом он устает умственно и физическая работа ему в пользу. С Ольгой мы живем всю жизнь и никогда друг другу не перечим, а тут из-за зятьев чуть не поругались. - Засиделась я у тебя, надо домой идти. Зять блинов попросил. Уж больно он их любит и трескает прямо с пылу, жару.

Я настроила все для блинов и приготовилась их печь на летней кухне, окно которой выходило как раз на мою клубнику. Там зять копал канаву под фундамент теплицы и выводил прямые углы мотком моей бельевой веревки.

- Ну, где это видано, чтобы бельевую веревку гваздать по земле. Мне же потом на нее белье вывешивать.

- Мама! Ну, что Вам веревки жалко? Да она вся уже в узлах и от ветхости не выдержит и носового платка! Я махнула рукой и начала печь блины. Тут к моему двору подкатил грузовик и знакомый деревенский парень крикнул, - Тетя Маша! Куда скидывать шпалы?

- О, Ваня. Это не ко мне. Пусть Аркадий Павлович принимает. Аркадий, принимай свои шпалы. Это, наверное, на фундамент он прикупил старые просмоленные шпалы. Надо же, еще что-то соображает. Два выходных дня зять укладывал шпалы в канавы и выравнивал их по линейке. Но я-то вижу, что все у него вкривь и вкось получилось. И никакая теплица не удержится. Но я не стала делать замечания – пусть что будет.

Вечером в воскресенье дочка с зятем укатили в свой город на рейсовом автобусе. Мне пришлось по всему огороду собирать инструменты и складывать их в сарае. Что за гадкая привычка у моего зятька – раскидывать топоры, лопаты, молотки и не прибирать на место?! После этого я сидела опять с Ольгой и мне было скучно без моих. Хоть и не нравится мне мой зять, но я уже привыкла к нему.

Честно сказать, я слишком много от него требую. Вообще-то он не пьет, не курит и дочка говорит, что никогда нигде кроме дома не ночует. И чего Ольга раскудахталась со своим жирным боровом. Отъелся на ворованном и ни стыда и не совести. Об этом я ей не стала говорить, а просто про себя подумала. В следующее воскресенье зять приехал один, привез городские продукты и целую сумку гвоздей. Это на теплицу.

Начал он собирать ее с вечера. Я не стала ему мешать, но из кухонного окна все видела. Оно, конечно, собирать одному не сподручно. Но я ему не помощница. Смотрю, тащит раму, пыхтит и крутит своей бородищей. Положил и пошел за второй и потом их соединил гвоздем. Пошел за третьей, а первые две упали. Звон разбитых стекол смешался с трехэтажным отборным матом.

- Ну, началось светопреставление! Я от греха ушла к Ольге на лавочку. Сидела я долго, пока не стемнело. Домой пошла, когда на кухне свет зажегся – это зять проголодался и зашел в дом. Пойду кормить этого дармоеда. Перед тем как зайти на крыльцо, я все же не выдержала и заглянула за баню. Три стены застекленных рам чудом держались в новой теплице. Этак, он у меня завтра и соберет ее!

Ночью я проснулась от грохота разбившегося стекла. Было около часа ночи. Зять спал как убитый после праведных вчерашних трудов. Я не стала его будить и уже догадавшись о случившемся, пошла посмотреть в огород на теплицу. Точно! Никакой теплицы уже не было, а лежала куча битого стекла и покореженные рамы. Вот ведь, растяпа! Только клубнику мою загадил. Я легла спать, но долго ворочалась и не могла заснуть – мне было жалко клубнику. Утром зять встал рано, надел рабочие штаны и пошел в огород.

Дальше можно не описывать, а просто сказать, что матюги моего зятя слышало полдеревни. Не заходя в дом, он отправился со двора и вскоре пришел, но уже не один, а втроем. С ними были два наших деревенских мужика. Как я поняла, он нанял работников для сборки теплицы. Какой у них был уговор, я не знаю, но только зять тут же собрался и уехал обратно в город. Мужики покурили, обошли кучу битого стекла, почесали небритые морды и попросили у меня крепкого чая. Я заварила им литровую банку и вынесла на крыльцо.

- Ну, и сколько вам зять пообещал заплатить за эту поганую теплицу? - Тетка Маша, сказать не можем, это коммерческая тайна. Но к следующему воскресенью нам велено теплицу собрать. Весь оставшийся день они ходили друг за другом вокруг останков несостоявшейся зятевой затеи, потом уже под вечер один из них, проходя мимо меня, сказал, - Тут они с жиру бесятся! А мы им будем теплицу строить. Да пропади она пропадом твоя теплица!

- Это ты, что сказал паразит? Я с жиру бешусь? Тебе же деньги за это заплатят, и ты своих детей может хоть раз досыта накормишь! Вон с моего двора, бездельники и алкаши. После этого я смерила себе давление и приняла таблетку. Но успокоиться я долго никак не могла. - Это же надо! Уже и за деньги не хотят работать!

И я даже пожалела своего зятя – вот приедет, а теплицы как не было, так и нет. Наутро я пошла на другой край деревни к своему племяннику на поклон. Он занятой человек и все время пропадает на работе. Но у него золотые руки и светлая голова. Уж он то, точно сможет собрать эту теплицу из оставшихся застекленных рам. Борис сразу же согласился, но сказал, что работа будет стоить больших денег.

Черт с ними с деньгами! Я доплачу из своей пенсии, нам ее обещают в правительстве добавить. В среду пришел Борис с двумя мужиками. Но эти были другие, не наши деревенские. Я их видела около магазина, но кто они – не знаю. Работали они красиво. И за два дня теплица была готова. Не теплица, а красавица. Ровные ряды рам, стеклянная крыша, двери и там даже было жарко от весеннего солнца. Осталось только покрасить.

У меня была припасена для веранды банка зеленой краски и я, бросив все дела, принялась красить рамы. В субботу приехали дочь с зятем, и первым делом шмыгнул в огород. Пришел он оттуда довольный и радостный. - Ну, вот, маманя, а Вы не верили в мою затею. Какая красота у меня получилась!

Об авторе

Рассыпнов Виталий Александрович. Родился в селе Сорочий Лог Первомайского района Алтайского края в 1945 году. Доктор биологических наук, профессор Алтайского государственного аграрного университета.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно