Мое впечатление: презентации выставок посещают одни и те же лица. Состав поклонников искусства неизменный. Покупательский спрос на большие «открытки» для интерьера и в подарок фирме – ничтожно мал. Ну, приобрели один раз – второй раз не зайдут. Не хлебный же магазин, право.
Шопинг для интеллектуалов
Единственный раз, когда людские толпы устремляются в открытые двери музеев и галерей – это «Музейная ночь», международный проект, который наш город поддержал одним из первых, благодаря стараниям сотрудников ГХМАКа. Эта акция открыла глаза горожанам на коллекции. Познакомила с именами местных, российских и европейских мастеров. Но, увы, праздник искусств происходит только раз в году.
И несмотря ни на что, в разрез со всяческой логикой, у нас в городе открылась еще одна не галерейка, а большая галерея «Проспект». Мы решили задать интересующие нас вопросы Анне Ломоносовой, арт-директору галереи.
– Анна, идея создания галереи «Проспект» принадлежит вам лично или каким-то лицам? Здесь изначально была заложена перспективная идея?
– Создателями галереи являются семь меценатов нашего города. Проект четвертого этажа Центра «Проспект» — это сложный мульти-функциональный комплекс.
Концепция центра заключается в том, что это интеллектуальный шопинг, и здесь должно быть интеллектуальное наполнение. Четвертый этаж – это аудиториум для семинаров, конференций, показа авторского кино, лекций и конечно выставок, перфомансов и экспериментов смешанных искусств. Этаж включает в себя современный конференц-зал (оборудованный видео и аудио-техникой для просмотра кино), переговорную и непосредственно галерею современного искусства.
«Горячая» территория
– А кто из семи меценатов, или все семь неравнодушны к авангардному искусству? Семь – магическая цифра.
– Фамилии пока остаются инкогнито. Само название «Проспект» ассоциируется с идеями прогресса, с инновациями, движением. Дизайн здания тоже диктовал свои условия: в таком современном, конструктивном здании могут выставляться только действительно новые проекты. Наша галерея – это постоянное движение и поиск новых форм, это основное направление деятельности галереи.
Целью является изучение взаимодействия искусства с современным обществом. Акцент делается на противоречии в восприятии окружающего, разнообразии направлений таких, как различные формы документальных проектов, исследования живописи и скульптуры или художественные исследования в университетах.
– Вы же понимаете, что авангардное искусство здесь, в сибирской глубинке, не принесет никакой прибыли?
– Не согласна. Современное искусство – самая «горячая» территория на культурной карте общества. К современному искусству прикован интерес СМИ, оно вызывает скандалы и споры, вокруг него ломают копья критики и политики, в него инвестируют, его коллекционируют, изучают и выставляют. Считается, что современное искусство служит формированию нового мышления и нового общества.
Фактор моды
– Но искусство является предметом для купли-продажи?
– Говорят, ценнейшим искусством сегодня является искусство продаж. Но еще ценнее умение продавать искусство. Время непризнанных гениев прошло – сегодня автор, чтобы достичь успеха, должен иметь маркетолога и промоутера. Искусство бесценно и, благодаря правильной маркетинговой программе, галерея может доказать: все, что делает творец – искусство.
Для успеха художника необходимо знать социологию искусства и маркетинг культуры, а значит – устройство современных субкультур и социальных сред. В силах галереи управлять восприятием людей, владеть навыками создания новых аудиторий, моделировать спрос на культурные ценности.
– И почему современное искусство – актуально?
– Здесь работает фактор моды и фактор вкуса. Все ясно, это опять-таки пресловутый «вау-фактор» замыкает круг: это круто, потому что модно. А модно, следовательно, потому что круто. Лучшая реклама для искусства — это демонстрировать его в дорогих бутиках. Звучит анекдотично, но факт: коммерческая востребованность художника возрастает после выставки работ в «фешенебельных» местах.
– Вы надеетесь только на творческие силы барнаульских, алтайских художников или планируете внешние выставки?
– Безусловно, начинать мы будем с сибирских художников. Так как основное направление деятельности галереи – содействие актуализации художественных процессов в Барнауле, преодоление культурной изоляции, «включение» барнаульского искусства в контекст современного искусства России и Запада. Но и планируется сотрудничество и совместные проекты с Центрами современного искусства и галереями России и Европы.
В галереях планируется выставлять как художников-нонконформистов, начинавших работать в 1950-х – 1960-х годах в Советском Союзе, так и тех, кто сформировался уже в новой, пост-перестроечной России.
ВЧК в Проспекте
– О чем ваш первый проект? И кто является идейным стержнем и куратором проекта?
– Куратором проекта является знаменитый художник Юрий Юрасов. Он стал идейным вдохновителем для 9 талантливейших художников, которые решились на творческий супрематистский эксперимент. И галерея открылась интересным проектом, посвященным творчеству Малевича и загадке «черного квадрата». Черный квадрат поразил умы современников и продолжает завораживать нас и сегодня своей категорической молчаливостью, красноречивей которой нет. Выставка называется «ВЧК» – «Время черного квадрата».
– Вы планируете заниматься только проектами по изобразительному искусству?
– Мы занимается экспонированием произведений contemporary art (все формы нетрадиционного искусства), а также нам интересны интернет-проекты, land art проекты, музыкальные и театральные проекты, исследования в области психологии и социологии о влиянии современного искусства на жизнь человека и, в частности, жителей Барнаула, издательская деятельность (афиши, буклеты, каталоги своих проектов), проведение семинаров по современному искусству, участие в биеннале, конференциях, семинарах.
Галерея – абсолютно открыта для талантливых и идейных художников/креатившиков, желающих проявить творческую инициативу: заявки на проведение фото- и артпроектов можно отправлять непосредственно кураторам галереи, art@prospect22.ru, и при наличии интересного и востребованного для современной арт-сцены материала инициатива будет всячески поддержана.
Коллекции мастеров
– Собираетесь ли вы создавать свою экспозицию для обмена с другими галереями?
– Да. Мы будем формировать свой фонд. С каждой выставки – приобретать одну, две работы. Впоследствии представлять фонд как коллекцию алтайских мастеров и вывозить в другие регионы.
– Вы можете назвать имена первых участников выставки?
– Конечно. В. Каминский, Яуров, А. Фризен, Д. Октябрь, И. Октябрь и другие.
P.S.
Хочется думать, что все задумки и благие перспективы осуществятся. Идея «ВЧК», разработанная Юрасовым, для открытия галереи авангардного направления подходит идеально. Она, как связь двух веков, как эхо, дошедшее до нас из начала двадцатого века.
Галеристы мечтают и обещают, художники надеются и выжидают. Маяк идеальных условий для маэстро и начинающих путь по тернистой тропе искусства – загорится ли?
Готовы ли мы к новым проектам? Появятся ли инновационные идеи, технологии и, как ни прискорбно, мастерство? Разумеется, я верю в молодых, упорных, целеустремленных художников, искусство для которых станет вторым дыханием. И появление галереи, берущей на себя многогранные функции, освободит мастеров от множества проблем, открывая дорогу свободному творчеству.
Дерзайте! Хочется пожелать и мастерам, и галеристам успехов.
К СЛОВУ
Стартовала новая галерея еще в конце октября фотовыставкой московского фотографа Алексея Никишина, состоявшей из 60 черно-белых фотографий участников и ведущих популярного шоу «Дом-2». Работы, выполненные в жанре психологического портрета, экспонировались до 4 ноября.
Официальное открытие нового арт-холла «Проспект» состоялось 12 ноября. Выставочный проект «Время черного квадрата» посвящен юбилею Казимира Малевича, а по сути – достижениям всего русского авангарда XX века.
К слову, все выставки в «Проспекте» будут бесплатными.