Барнаулец Константин Боенко днем работает обычным программистом. Но каждый вечер стук по клавишам в его доме сменяется аутентичной народной музыкой. Он играет на редких инструментах, которые изготовил собственными руками в своей укромной мастерской в подполе. В его коллекции есть такие изделия, аналогов которым в России практически не существует.
Воспроизвести оригинал
Константин не был рожден в музыкальной семье и никогда не стремился стать профессиональным музыкантом. Но еще в детстве он нашел в нотах то, что заставляет его по сей день каждый вечер прикасаться к струнам.
«Во втором классе я предложил как-то новому приятелю пойти куда-то после школы, а он ответил - мол, нет, не могу, мне еще в музыкальную школу идти. А как-то так вышло, что я в тот момент понятия не имел, что это такое - музыкальная школа. И я спросил его об этом. Он объяснил. А потом я спросил: «А зачем туда ходить?» И то, что ответил мне тогда Андрюха, я помню почти дословно: «Вот придешь ты домой уставший, возьмешь инструмент, поиграешь - и станет хорошо», – рассказывает Константин.
Со временем ему полюбилась музыка народов Ближнего Востока, Турции, Балкан, Африки. Но попытки исполнить южные мелодии на гитаре были неудачны. Выходило совсем не то звучание, которое должно быть в оригинале. Нужен был инструмент, на котором эта музыка создавалась. Но достать, например, кубинский трес или турецкий саз в России практически нереально. И тогда Константин подумал: а почему бы не смастерить инструмент самому?
Без сучка, но с мелодией
В изготовлении редких музыкальных инструментов барнаульцу пригодилось образование инженера. Благодаря знанию начертательной геометрии он может сам сделать чертеж, а изучение в студенчестве сопромата сейчас пригождается при подборе подходящей для инструмента древесины.
Примерно половину материалов Константин заготавливает сам. Выбирает дерево без сучков, свилеватостей (беспорядочного расположения волокон), гнили и других пороков. Выпиливает и готовит к просушке. И там древесина ждет своего часа. Когда наступает нужный момент, алтайская сосенка в руках мастера становится, например, таитянской банджо-укулеле. В основном из местных деревьев для инструментов подходят дуб, клен и ель.
Специально изготовлению инструментов Константин не учился. Такой профессии и не существует. В Барнауле мастеров, которые делали бы народные инструменты, тоже нет. Но есть специалисты по скрипичным изделиям. Часть опыта мастер перенял у них. Остальное нарабатывал сам.
Первый инструмент он изготовил в 2006 году. Кстати, это были именно русские гусли. Сейчас в коллекции около трех десятков разнообразных изделий.
Редкие экземпляры
Некоторые экземпляры в коллекции достаточно сложно найти где-либо еще.
«Например, мой турецкий джумбуш, могу с уверенностью сказать – единственный в Сибири. Или кабуси – инструмент с острова Мадагаскар. Я знаю точно, что в России есть только один такой же инструмент, который и послужил прототипом этого», – говорит собеседник.
Иногда Константин выполняет изделия на заказ, но больше занимается этим для себя. Вдохновляется как самими инструментами, так и музыкой, которую на них исполняют. Все его творения не висят без дела как сувениры. Каждый вечер он берет их в руки.
«Чем дальше я живу, тем дальше для меня открывается та истина о музыке, которая открылась во втором классе. Я никогда не воспринимал музыку как профессию, как средство заработка. Для меня это то, что позволяет переключиться. Придешь домой с измочаленным мозгом, возьмешь гитару (или флейту, или еще что-нибудь) - и печаль отступит. Мне кажется, что когда-то давным-давно тот, кто впервые натянул жилу на палку или подул в кусок тростника, ощутил что-то похожее».