Врачи краевой клиники в 2016 году снова были «волшебниками».
Ежегодно коллектив Краевой клинической больницы в буквальном смысле слова ставит на ноги тысячи земляков. И практически каждый год её высокопрофессиональные врачи говорят «новое слово» в алтайской медицине. О том, каким был для ведущей клиники региона уходящий 2016-й, нам рассказала Диана РУДАКОВА, исполняющая обязанности главного врача ККБ.
– Краевая клиническая больница завершает год с весьма неплохими результатами. Выполнены все намеченные планы, продолжено развитие ранее внедрённых технологий. Если оперировать конкретными цифрами, то за январь – ноябрь пролечено 32 256 пациентов, – на 1017 человек больше, чем за такой же период прошлого года. Число проводимых операций также растёт. За 11 месяцев года их проведено на 1498 больше, чем в прошлом, а всего в клинике с января прооперировано 22923 человека. Хирургическая активность по отделениям хирургического профиля составила 86,7%.
Выше эффективность – больше помощи
– Диана Михайловна, а чем объясняется такая динамика?
– Главной задачей ККБ является оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. В нашей клинике пациенту проводится высокотехнологичная операция, а дальше он должен долечиваться в стационаре по месту жительства или амбулаторно. Такой подход требует хорошо отлаженной обратной связи с центральными районными больницами, медицинскими учреждениями наших городов. Только при таком условии высококвалифицированная специализированная медицинская помощь в учреждении третьего уровня, каковым и является наша больница, может быть оказана гораздо большему числу людей. Поэтому мы стараемся сокращать сроки пребывания пациентов в ККБ. Так, в уходящем году средние сроки лечения удалось сократить до 12,9 дня, при этом продолжает расти оборот койки: за 11 месяцев рост составил 3,3%, а показатель – 25,7. Это позволило сделать специализированную медицинскую помощь более доступной для жителей края.
Отмечу, что на десять процентов выросло и число пролеченных пациентов в дневном стационаре. У нас их работает два – в краевой консультативной поликлинике и поликлинике №2. В общей сложности получается порядка 160 мест, работающих в двухсменном режиме. Таким количеством мест дневного пребывания пациентов сегодня не может похвастать ни одна больница в Сибирском федеральном округе. По факту в этом году пролечено 6515 человек.
Увеличение объёмов медицинской помощи в дневном стационаре позволяет сократить очереди на госпитализацию.
В краевой клинике применена организационная медицин- ская технология, которая позволяет повысить эффективность оказания помощи больным. Амбулаторные виды помощи в ККБ планируется развивать и в дальнейшем. В настоящее время на уровне дневного стационара оказывается хирургическая помощь по профилям «акушерство» и «сосудистая хирургия» – современные технологии и высокий уровень квалификации наших специалистов это позволяют. В этом году на его базе стали проводиться малоинвазивные офтальмологические операции (удаление доброкачественных новообразований, халязион и т.д.), а также урологические операции (литотрипсия, установка и удаление стентов мочеточников, манипуляции на мочевом пузыре). Планируется дальнейшее развитие офтальмологической и оториноларингологической хирургии в условиях дневного стационара.
Уникальность – не преувеличение!
– Давайте вернёмся к стационарной хирургии – через призму квалификации ваших специалистов…
– Операции по трансплантации почек и костного мозга у нас полностью отработаны и стали повседневным делом; в отделении трансплантации уже проведено 52 трансплантации почки и 13 – костного мозга. В этом году впервые в крае была проведена операция трансплантации печени и проведена успешно, а в следующем планируется трансплантация сердца.
Кардиохирургами в этом году проведено около двухсот операций, в том числе те, что ещё недавно нам были неподвластны. Среди них три операции по поводу пластики митрального клапана с использованием искусственных хорд и две операции протезирования аортального клапана, проведённых через миниинвазивный доступ.
Нейрохирурги клиники тоже совершили «прорыв», проведя две уникальные операции. Одна из них – «операция Джанетта»: пациентке с невралгией тройничного нерва был отведён пульсирующий сосуд от нерва с помощью тефлоновой амортизирующей прокладки. А пациенту с гидроцефалией был сформирован обходной путь внутри головы, соответствующий естественному ликвооттоку. Я понимаю, что для непосвящённых это звучит сложно, но операции были ещё сложнее; называть их уникальными не будет преувеличением.
На высоком уровне оказывается медицинская помощь больным с острым коронарным синдромом. Всего за 11 месяцев 2016 года проведено 377 операций установки стентов коронарных артерий таким пациентам – это на 32,3% больше, чем в прошлом году. Всего в отделениях сердечно-сосудистой хирургии (кардиохирургическое, сосудистой хирургии, ОРМДЛ №2) проводится около 900 высокотехнологичных операций в год.
– Диана Михайловна, а какова результативность Регионального сосудистого центра, который образован на базе краевой больницы несколько лет назад?
– Если быть точным, он работает с 2008 года, и ежегодно в нём проходит лечение более полутора тысяч пациентов. Специалистами РСЦ в круглосуточном режиме проводятся консультации врачей из районов края по тактике ведения больных с инсультами.
В помощь региональному сосудистому центру организован краевой центр патологии гемостаза, который предоставляет возможность эффективной диагностики тромбозов, инфарктов, инсультов, тромбоэмболий. Выявление причин тромботических нарушений позволяет определить тактику эффективного жизнесохраняющего лечения пациентов с сердечно-сосудистыми и гематологическими заболеваниями, акушерской патологией и патологией опорно-двигательного аппарата (у больных гемофилией).
В сосудистом центре 9% пациентов с ишемическим инсультом проводится системный тромболизис и примерно двадцати процентам больных с острым коронарным синдромом – тромболитическая терапия. Благодаря этому доля пациентов, не зависимых в повседневной жизни к концу стационарного лечения, составляет 60%.
К более 2200 высокотехнологичным операциям, проведённым в краевой больнице в этом году, следует добавить 1100 программ ЭКО, эффективность которых составила 37 процентов. Увеличение объёмов специализированной медицинской помощи удалось в том числе благодаря серьёзной поддержке со стороны губернатора края Александра Богдановича Карлина.
Регистратура без очередей
– Как вы оцениваете «Открытую регистратуру» в поликлинике вашей больницы?
– Пилотный проект «Открытая регистратура» был внедрён у нас в июне. В этом формате осуществляются все виды записи на приём; работает администратор, который в затруднительных случаях помогает пациентам, оборудована комфортная приёмная зона. Более того, если в районной больнице или поликлинике правильно оформили направление, больному не нужно даже обращаться в регистратуру, достаточно штрих-код направления поднести к терминалу, и можно отправляться сразу на приём в кабинет. Такой подход даёт очевидный результат – при 1800 посещений в смену в поликлиниках ККБ нет очередей. За весь период работы услугами «Открытой регистратуры» воспользовались 65452 пациента краевой поликлиники.
В целом же число посещений в поликлинике в сравнении с 2015 годом увеличилось на 3,6%, составив на конец ноября 400219.
Говоря об успехах краевой больницы, нельзя не отметить важность взаимодействия науки и практики. На базе ККБ размещены 14 кафедр Алтайского государственного медицинского университета. В больнице работает научно-исследовательская лаборатория, обсуждается возможность развития исследовательского направления. На сегодняшний день в штате учреждения работают 54 специалиста, имеющих учёные степени, в том числе 13 докторов медицинских наук, такому кадровому составу может позавидовать любой научно-исследовательский институт.
Кстати
На базе врачебно-диспетчерской службы Краевой клинической больницы для жителей края продолжает работать круглосуточная «горячая линия». Днём на вопросы отвечают специалисты диспетчерской службы, а ночью звонки поступают в приёмный покой дежурному. По телефону «горячей линии» 8-800-350-35-25 жители края могут обратиться по любому вопросу, касающемуся оказания медицинской помощи. В 2016 году на «горячую линию» обратились 4242 человека. Ни одно обращение не остаётся без внимания.