Примерное время чтения: 8 минут
760

70 лет спасая людей. Александр Лазарев о развитии онкологической службы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. "АиФ-Алтай" 24/12/2014
Виктор Крутов / АиФ

Александр Федорович в особом представлении не нуждается: вот уже четвертый десяток лет он возглавляет на Алтае самое сложное и важное медицинское направление, ведет активную научную и общественную деятельность. Он вспомнил и рассказал, как регион стал одним из главных онкологических центров большой страны.

Как все начиналось

Первый мой большой учитель и начальник – Нина Ивановна Ермакова, легендарный главврач Краевого онкологического диспансера. Под ее руководством впервые стали проводить лучевую терапию, и она лично возила из Москвы, Обнинска и Екатеринбурга снаряды для аппаратов «Кобальт-20» и «Кобальт-200» в купе поезда, в маленьком дамском редикюльчике. Представляете, какого масштаба это был человек? А во врачи меня «принимал» Виктор Михайлович Федотов. Тогда он только-только приступал к работе главврача и набирал себе команду. Как мы работали в молодости? Из больницы по три месяца не выходили, семью не видели. Больные тяжелейшие, слезы, страдания. Но вытаскивали, все получалось благодаря потрясающей трудоспособности, благодаря удивительной увлеченности коллектива. Сколько получали? 169 рублей – на полторы ставки, и нас это вполне устраивало. Работать было очень интересно, несмотря на то, что мы могли только мечтать, к примеру, о лекарствах, которые были доступны другим».

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Об онкодиспансере

В 1982 году меня назначили главврачом городского онкодиспансера на Матросова, 115. Здание которого к тому времени более десяти лет пребывало в состоянии реконструкции. Его привели в порядок, открыли 100 коек, через некоторое время построили новый пятиэтажный корпус. Два человека сделали этот грандиозный шаг в развитии онкологической службы края возможным –Назарчук и Баварин. Ведь раньше как строили? За внеплановое здание можно было под суд загреметь. Деньги-то нам выделили, а где было взять материалы, которые распределялись еще в начале года? Но ничего, как-то выкрутились. В новом здании поставили новое оборудование, ввели еще сто коек и начали опережать краевой диспансер. Именно в то время мы разработали матрицу оценки работы онкологических отделений из 50-ти критериев, которая замотивировала работать не на количество, а на качество, ведь, конечно, легче пролечить 100 человек с фиброаденомами, чем 10 – с серьезными патологиями… Этими критериями мы пользуемся до сих пор. Благодаря этой новой системе работы, увязанной с фондом заработной платы, мы смогли в 20 раз делать больше операций, а осложнения уменьшить в три раза.

О Мельникове

В 1994 году, когда отрывалось здание на Матросова, нас пришел поздравить Анатолий Иванович Мельников, легендарный председатель горисполкома, в то время уже возглавлявший «Стройгаз». И говорит: «Как ты был прав, когда говорил нам, что нужно быстрее переводить городские котельные на газ! А ведь мы думали, главное – тепло». Многие идеи рождались в простом разговоре. Например, объездной мост, который Владимир Баварин в буквальном смысле «пробил» через Бориса Ельцина. Этот мост избавил город от громадного количества ядовитого бензпирена, содержащегося в выхлопных газах большегрузных машин…

О «Надежде»

Яков Наумович Шойхет очень продвигал на Алтае Семипалатинскую программу, по которой в том числе онкологическая служба получила новое оборудование. Мы построили каньоны для электронных пушек, получили четыре линейных ускорителя (из двадцати выпущенных на всю страну!), стали проектировать новое девятиэтажное здание поликлиники. Дело шло туго, признаться, в онкологию всегда деньги вкладывали с большой неохотой, слишком уж специфическая отрасль медицины, слишком невпечатляющие результаты дает… К тому же в это время в крае сменилась власть, Губернатором стал Александр Богданович Карлин. Я пошел к нему на прием. И он говорит: «Ну что, Александр Федорович, что вы будете ютиться в центре, давай переносить проект туда, где просторнее». И в один момент было решено перенести онкологический центр на Змеиногорский тракт. Я вышел из кабинета, не веря в такую удачу! Построили быстро, меньше чем за год, еще за десять месяцев возвели радиологический комплекс, где одного оборудования – на полмиллиарда рублей!

Сейчас «Надежда» строит лечебно-диагностический комплекс на 325 коек… Мы ждем, когда сможем собрать всю краевую онкологию в одном месте, чтобы специалист не проводил по полдня в пути с Матросова на Змеиногорский тракт, а делал в это время операции. Когда будет достроен лечебно-диагностический корпус, мы освободим базу на Партизанской (там будет общежитие медиков) и понемногу – Матросова, где после нас расположится хоспис на 100 коек, который краю давно ох как нужен!

О сравнении с Европой

Что можно сказать об уровне онкологической службы в крае по сравнению с другими регионами? Она на голову выше большинства наших соседей. Мы попали в волну, «пущенную» бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой, а Александр Карлин, как новатор, ее поддержал. Возьмем Новосибирск – там нет даже онкодиспансера. Поэтому к нам едут и оттуда, и из Кемерова, Томска, Омска, из Москвы… Приезжают даже из-за границы. Удивлены? Ничего удивительного. Деньги на порядок меньшие, а качество оказываемой помощи у нас практически такое же, как в Европе. Мы постоянно учим наших специалистов, развиваем их, повышаем качество оказываемой помощи, осваиваем самые современные технологии… А стоимость при этом остается прежней.

О врачах

В развитии онкологии огромную роль играют врачи. Если ты не энтузиаст своего дела, в этой отрасли тебе делать нечего: архитяжелые больные, редкое удовлетворение от сложной работы… Признаться, врача-онколога сейчас пациенты ценят меньше, потому что качество оказываемой помощи неизмеримо возросло, как и требования к докторам. Но растут и объективные показатели нашей деятельности. Если двадцать-тридцать лет назад операция продляла жизнь на три-четыре года, то сейчас мы видим: 70% долгожителей – люди, перенесшие онкологию. Состояние онкологической помощи прежней и нынешней – это небо и земля! Люди не понимают, что в то время из ста больных к концу года в лучшем случае оставалось 20-30 человек, сегодня же процент летальности около 26. И это при том, что раньше на учете в крае состояло полторы-две тысячи человек, а сейчас – в пятьдесят раз больше! Эффективность и качество оказания помощи поднялось на небывалые высоты.

О коллективе

Девять заслуженных врачей работает сегодня в нашей больнице. Людмила Сергеевна Скрябина защитила кандидатскую диссертацию в 62 года, сейчас ей за 70, но она до сих пор работает! Уникальные анестезиологи есть в нашем штате – Юрий Николаевич Зыков, Владимир Павлович Сазонов… Блестящие хирурги – Владимир Павлович Нечунаев, Владимир Алексеевич Бубенников. Великолепный диагност Сергей Николаевич Евдокимов. Выдающиеся радиологи Валентина Петровна Прыгункова, Сергей Степанович Глотов – молодой специалист, у которого вся техника работает, как часы! Да, у нас есть молодежь, которая горит своим делом, талантливые ребята, их видно сразу: они не спрашивают, какая зарплата, много работают, переживают за свое дело. Надеюсь ли я на них? Конечно, более того, я уверен – онкологию в крае будут развивать они!

Хроника

Как развивалась онкологическая служба на Алтае

1946 – открыт первый онкологический кабинет в поликлинике № 4

1956 – организован Алтайский краевой онкодиспансер на 40 коек (Никитина, 77) и краевая онкополиклиника (Партизанкская, 97), открыт кабинет в Рубцовске

1958 – организован Бийский городской онкодиспансер на 20 коек

1964 – открыта городская онкологическая поликлиника (Никитина, 61)

1969 – введен комплекс зданий Краевого онкодиспансера (Партизанская, 97)

1972 – организован Рубцовский онкодиспансер

1977 – введен лечебно-диагностический корпус АКОД

1982 – открыт лечебно-диагностический корпус барнаульского онкодиспансера (Матросова, 115)

1994 – введен комплекс зданий барнаульского онкодиспансера, организовано НПО «Алтайский онкологический центр»

2001 – государственное учреждение здравоохранения «Алтайский краевой онкологический диспансер»

2002 – на базе АКОД создан Алтайский филиал Российского онкологического Научного центра им. Н.Н. Блохина под руководством А.Ф. Лазарева

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах