По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в мае составили 201 487 единиц, на 12% (здесь и далее, если не указано иное, – к уровню годичной давности) – против снижения на 8% в апреле и нейтрального показателя в мае. C начала года продажи сократились а 6%, их общий объем – составил чуть больше 1 млн единиц.
По оценкам наших экономистов, падение продаж автомобилей в мае было самым сильным после кризиса 2008–2009 годов, существенно сильнее прошлогоднего (тогда с поправкой на сезонные факторы оно составило минус 4.9% за месяц). В этот раз, хотя темпы сокращения продаж локальных марок несколько замедлились (минус 13% против 15% месяц назад), падение по стандартным иностранным маркам усилилось до четырехлетнего минимума, взвешенного по общему показателю. Столь выраженная негативная динамика может быть отчасти связана со спадом в покупках импортных товаров после их активизации в феврале–марте (на фоне ослабления рубля), однако ситуация на широком рынке по-прежнему не обнадеживает и сигнализирует о дальнейшем замедлении потребительских расходов.
Продажи Sollers сократились на 26% в мае и на 21% с начала года. Продажи автомобилей марки Ford, выпускаемых СП Ford и Sollers, упали на 56% в мае и на 35% в период с января по май – вновь под давлением от плохих показателей реализации Ford Focus (минус 68% и 55% соответственно). Ford Sollers в мае приостановил выпуск модели Focus, что могло усилить падение продаж. Без учета Focus продажи автомобилей марки Ford в мае увеличились на 6% в период с начала года, но сократились на 34% в мае. Мы по-прежнему считаем, что акции Sollers отличаются долгосрочной инвестиционной привлекательностью, тем более что их текущие оценки завышенными назвать нельзя. Вместе с тем ввиду слабых продаж и закрытия реестра сегодня перед выплатой дивидендов котировки Sollers могут оказаться под кратковременным давлением.
«АвтоВАЗ» впервые показал результаты лучше рынка – его продажи сократились на 10% в мае и на 15% с начала года. Акции «АвтоВАЗа» нам по-прежнему нравятся, поскольку мы ожидаем улучшение результатов благодаря начавшейся программе повышения эффективности. В пользу привлекательности «АвтоВАЗа» говорят и последние данные по продажам.
Продажи легкого коммерческого транспорта, выпускаемого «ГАЗом», были на 20% и 17% ниже показателей годичной давности. В отношении «ГАЗа» у нас остаются опасения по части корпоративного управления.
Аналитики ВТБ Капитал
Владимир Беспалов, Дарья Исакова, Владимир Колычев