Примерное время чтения: 5 минут
95

Почему петербургские вузы стали неэффективными

Предоставлено рекламодателем

Ну что, сын, у нас плохие новости, – застыв у монитора компьютера, говорит раздосадованный отец.

Что случилось, пап? – удивляется второкурсник. А про себя думает: вроде промежуточную аттестацию прошел, лекции не прогуливал, так что по учебе не привяжешься.

Вуз твой признали неэффективным, и тебе придется идти учиться в другой.

Неожиданно. Ну а если сын или дочь не хочет поступать куда-то еще? Два года ходит в любимый институт, и все устраивает. А тут такое клеймо ставят – «неэффективный». Как будто юродивый какой-то, недоделанный. Диплом такого вуза потом будет стыдно работодателю показать. Стоит выпускник – голова в пол, руки за спиной, ножкой тихонько шаркает.

Здравствуйте, я к вам из неэффективного вуза пришел, возьмете?

Ой нет, молодой человек, нам с таким диагнозом люди не нужны.

А если за учебу пришлось приличную сумму выложить? Когда поступали, кто ж знал, что университет так может опростоволоситься. Тут и бюджетные места были, и гранты, и научные слеты. Что дальше делать?

Специалисты, ау!

Образование в нынешнее время – это услуга, товар. Одни его покупают, другие продают. Это на примере отношения «студент-университет». Активную роль здесь играет еще и государство, которое также вкладывает свои средства в образование, чтобы самых талантливых студентов превратить в ударную силу, которая будет строить Россию.

В 2012 году чиновники задались вопросом: работает ли такая схема на практике эффективно? Вроде денег на подготовку инженеров, архитекторов, врачей и прочих спе¬циалистов не жалеем. А страну до сих пор лихорадит, молодые кадры все никак «не выстрелят».

Еще одно доказательство: анализируя различные рейтинги ведущих мировых вузов, мы сможем найти в них только два российских университета.

Вот и Министерство образования, которому больше других интересно, куда улетают их деньги вместе с подготовленными выпускниками, устроило мониторинг всех вузов страны – государственных и частных. В прошлом году – в качестве эксперимента, добровольно, в этом уже обязательно.

Сказать, что итоги по Петербургу блестящие, сложно. Например, в ближайшей Новгородской области нет неэффективных вузов вообще. В Москве их 56, в Петербурге шестнадцать. Из них коммерческих четырнадцать, а государственных два. Информацию для анализа собирали сами университеты – все в открытом порядке. Баллы потом выставляла комиссия при министерстве. Оценки ставили по шести основным критериям: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура и трудоустройство выпускников. В ноябре собранную статистику обнародовали.

Сомнения у представителей вузов вызывает пункт «инфраструктура». По нему рассчитывается площадь учебных помещений на одного студента. Как это влияет на образовательный процесс – чиновники не объясняют. Интересно, что площади рассматриваются только собственные. Арендованные помещения не подходят. Из-за чего многие вузы потеряли баллы.

Необязательно, чтобы показатели превышали пороговые значения по всем пунктам. Где-то, например, низкую оценку по трудоустройству компенсирует прекрасная научная база – наличие профессоров и конференций. В итоге получилось, что много государственных университетов балансирует на грани. Несколько шагов в сторону, и все – вуз считается неэффективным. Но избежать позорного статуса пока удалось.

Разваливались давно

Ряд вузов вообще повел себя странно. Эти учебные заведения просто не предоставили информацию для проведения оценки их эффективности. Среди них шесть петербургских высших учебных заведений.

Тут самый важный вопрос совершенно в другом, – поделился мнением проректор одного из коммерческих вузов Петербурга. – Мы все получаем лицензию и аккредитацию от государства на предоставление образовательных услуг и выдачу дипломов государственного образца. Это емкий и сложный процесс. Чтобы собрать документы и сделать грамотный учебный план, нужно быть не хуже любого государственного университета с историей. И как же получается, что, аккредитовав вуз, Министерство вдруг признает его неэффективным? А куда вы смотрели, когда выдавали разрешительные документы?

Разве может такая организация, как высшее учебное заведение, за год стать неэффективным? Скорее всего, вряд ли. Это долгий процесс. И проблемы в таких университетах начались давно. Просто на них, видимо, закрывали глаза.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах