Водитель пожарного экипажа Валерий Бабайлов из Новоалтайска ездит на работу и в магазины на БТРе! Ему не страшна ни реакция местных жителей, ни огромный расход топлива (от 50 литров на 100 км), ни узкий обзор дороги. Чтобы восстановить боевую машину, у Валерия ушло несколько лет. Поэтому владелец уже и не особо задумывается о цене вопроса - слишком много сил вложено. Хотя по средним ценам становится ясно, что такая техника может стоить до четырех миллионов рублей.
Почти угасшая мечта
Валерий Бабайлов с 1991 года занимается коллекционированием редких автомобилей. Сначала у него появился седан - полноприводный ГАЗ М-72 «Победа», спустя пару лет - грузовик ГАЗ-63. Но в душе он всегда мечтал о своей военной технике, и долгие годы пытался найти что-то подходящее.
Военная техника 70-80-х годов может обойтись в пять-восемь миллионов рублей, такие суммы для пожарного из Алтайского края неподъёмны. Оставался один вариант - найти раритет эпохи раннего советского периода. Бабайлов уже почти распрощался со своей мечтой, как вдруг совершенно случайно его товарищ увидел бронетранспортер в Кемеровской области. Предыдущий хозяин не ездил на БТРе с тех пор, как, по слухам, перевозил золото по тайге. Он по частям сдавал его в металлолом, так что состояние при покупке было хуже некуда.
«На ремонт ушло пять лет, можно было и закончить быстрее, но было желание построить полностью оригинальный БТР-40, что мне и удалось. Детали собирали по всей России, а сердце броненосца я отыскал в Белоруссии. Сильно помог руководитель военно-технического общества Москвы. Мы с ним долго общались, в чем-то я помогал, в чем-то он. Мне прислали военную книжку по капремонту и техобслуживанию броненосца, о существовании которой я даже не подозревал», - рассказывает корреспонденту Аиф-Алтай владелец БТР-40 Валерий Бабайлов.
Как реагирует ГАИ
Когда ставишь себя на место сотрудника ГИБДД, становится не по себе, стажер может испугаться, не зная, как поступить с таким транспортным средством.
«Раньше меня останавливали на каждом посту, каждый экипаж. Проверяли документы, страховку и отпускали, многие просто не готовы увидеть перед собой такой «аппарат». Сейчас, когда проезжаю по привычным маршрутам, некоторые сотрудники меня узнают, улыбаются, кто-то останавливает, чтобы сфотографироваться. У меня уже 40 лет стажа, я никуда не тороплюсь, двигаюсь аккуратно, за все время владения БТР у меня не было ни одного штрафа», - говорит Валерий.
Проверен боем и морозом
На кузове – следы выстрелов от пулемета или автомата Калашникова. Валерий считает, что броненосец побывал в бою в Венгрии и Чехословакии. После покупки и сверки с историческими источниками Валерий выяснил, что его БТР-40 собрали еще до серийного производства в 1950-1960е годы. Тогда военной техники выпустили 8500 штук, половина сразу отправилась на экспорт. За год Валерий исколесил на броненосце весь Алтайский край, выезжал на выставки за 350 километров от Барнаула, участвовал в прокате Пекин-Париж.
Трудные погодные условия не страшны советскому монстру. Зимой БТР-40 завелся в минус 40, чего Валерий уж никак не ожидал. В жару, конечно, приходится попотеть, железный бронированный кузов почти без вентиляции, так что в салоне жарко.
Технические характеристики
Длина броненосца – пять метров, ширина – два, что позволяет ему передвигаться по дорогам общего пользования без сопровождения. Вес составляет 5,5 тонн. Мощность двигателя – 78 л.с. Максимальная скорость – 70 км/ч, но Валерий разгонялся только до 60 км/ч.
Реконструкции боев и парады
Полностью исправный броненосец - частый гость выставок военной техники. Первый раз, еще окрашенный в красный цвет, он красовался в Барнауле на параде в День Победы 2018 года. С тех пор он появлялся на праздновании Дня пограничника, 28 мая, в День России, 12 июня, и на День ВДВ, 2 августа. В этом году БТР-40 на праздновании Дня Победы курсировал по Бийску по просьбе одного из организаторов.
Валерий на своем БТРе участвует в реконструкциях боев, они распределены по эпохам. На подобных встречах можно увидеть и рыцарей – любителей средневековья. Но вся представленная техника, в основном, времен Великой Отечественной войны.