Примерное время чтения: 5 минут
47

Про нас и «ГЛОНАСС»

- На днях в администрации края обсуждалась тема оснащения общественного автотранспорта навигационной системой «ГЛОНАСС». Если просто, то это штука позволяет диспетчеру контролировать местонахождение любого автобуса, оснащенного специальным оборудованием. А если оный попадет в аварию, «умная» система немедленно реагирует, вызывая на место ДТП кого надо.

На совещании прозвучало, что в крае работа по оснащению транспорта средствами навигационного оборудования ведется пару лет. Уже оборудовано около 700 автобусов (как Фома неверующая сильно сомневаюсь!), в этом году к ним прибавится еще 500 (ой ли?). Александр Гурко, гендиректор компании «Навигационно-информационные системы», предложил администрации края «включиться» в число регионов, где «ГЛОНАСС» будет внедряться в приоритетном порядке. За счет бюджетных средств (федеральных и краевых) предусмотрено создавать инфраструктуру, позволяющую системе работать, а оснащение транспорта оборудованием ляжет на автовладельцев. По словам Гурко, при массовом его производстве цена составит от 1,5 до3 тыс. рублей. Вице-губернатор Яков Ишутин обещал детально изучить вопрос и обсудить с губернатором…

Зная наше стремление пристойно выглядеть в глазах «вышестоящих», думается, что ответ федеральному сетевому оператору в лице г-на Гурко будет положительным. И это было бы хорошо. На наших просторах, где автобусным сообщением охвачены 1254 населенных пунктов, ежедневно на маршруты выходит свыше тысячи межмуниципальных автобусов; а вообще на пассажироперевозках «гудят» около 4-х тысяч автоединиц. «Всевидящее око», которым видится навигационная система, вещь крайне необходимая.

Мне лично страшно нравится «верх совершенства» системы, о котором довелось слышать от Виктора Прозорова, заместителя начальника краевого Управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи. Подходит человечек на остановку, щелкает кнопочки на мобильнике, и видит на его экране, где в сей момент нужный автобус и как скоро будет.

Сколько нервов сберегла бы я и другие «гастарбайтеры», ежевечерне вынужденные возвращаться из Барнаула по домам в сторону Новоалтайска и прилегающих поселений! Стоишь, бывало, на привокзальной площади в сумеречной толпе (в смысле, поздно уже), обзираешь пустоту перед собой - ни приходящих тебе, ни уходящих, и гадаешь: то ли ждать еще, то ли уже под паровоз. Про тех бедолаг, которые на забытых богом остановках в сельской местности с баулами дожидаются автобуса, чтобы уехать «в центр», думать даже содрагательно. А так бы они кнопочки раз! – и понятно: есть смысл топтаться или ну уже с ним, «центром»…

В общем, я двумя руками «за» поголовное оГЛОНАССивание. Только вот абсолютный технический кретинизм нашептывает мне разные вопросы. Ну, к примеру, сигнализирует ли эта система диспетчеру про отваливающуюся в конкретном автобусе дверь? Не так давно на упомянутой площади в одной «Газели» от резкого движения гражданина, для которого в салоне уже не оказалось места, она повисла верхним правым углом на одном креплении. Публика, оказавшаяся в очевидцах, хихикнула и замерла в ожидании развития ситуации.

Казалось бы, «водила» должен вылететь из кабины с громкими нелицеприятными словами в адрес гражданина, суть которых в обвинении последнего в порче имущества. Не тут-то было. В состоянии объевшегося удава, молча, водитель нашел упавший наземь болт (или что у них там?), «поколдовал» над дверцей, закрыл ее тихонечко и тронулся. Вывод напрашивается один: для него отваливающаяся дверь – не неожиданное расстройство, а привычное дело. И ничего – ездит, и не факт, что при этом молиться, чтобы она не отпала посередь дороги. Страшно интересно: уберег бы «ГЛОНАСС» пассажиров крайних кресел в этой «Газельке» от вероятности выпасть из салона по ходу движения?

Еще любопытно: от какого источника питания работает внутриавтобусное оборудование для этой умной системы? А то на днях неожиданно для себя обнаружила, что при «издыхающем» аккумуляторе в автобусе не светят фары и габаритные огни. «Откровение» пришло из телефонного разговора водителя с «головным офисом», в десятом часу вечера, примерно в районе Присягино.

Каково в кромешной тьме слышать пассажирам: «Я…(цензурное многоточие) слепой еду, вы хотите, чтобы я тут ….?». Требовать выслать встречный автобус, чтобы он забрал пассажиров, потому что наш был на «последнем вздохе» водитель начал еще на выезде из Барнаула, но так и недотребовался, пока не встал «колом», на честном слове вкатившись все-таки в черту города Новоалтайска.

При этом, разумная, казалось бы, мысль дождаться помощи возле КПП за старым мостом, «водиле» не явилась: дурак он, что ли, «светиться» перед ГИБДД? Интересно: убережет ли «ГЛОНАСС» пассажиров от подобных «кабысдохов»? Я, конечно, в навигационных системах ничего не понимаю. И это непонимание, честно говоря, не мешает мне спокойно спать. Но вот уже несколько дней меня лишает сна вопрос: может, сначала хотя бы отремонтировать маршрутные автобусы, если на новые денег нет, а потом уж на умные системы замахиваться?

Авторские колонки Светланы Лырчиковой

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах