Но высшая категория – это предел человеческих сил и возможностей. Это конные или звериные тропы, каменные реки из валунов в человеческий рост, снега высокогорий и дикие переправы через дикие реки.
Мастер спорта СССР, трехкратный чемпион Советского Союза, заслуженный путешественник России рассказал корреспонденту АиФ-Алтай о том, как за 40 лет в мототуризме намотал почти 500 тысяч километров и воспитал не одно поколение увлеченных спортсменов.
Где жить хорошо?
Елена Чехова, АиФ-Алтай: С чего начинался ваш путь в спорт?
Виктор Пантыкин: Самый первый мотоцикл мне купил дед, Калистрат Семёнович, заядлый мотолюбитель. Мне было 15 лет. Мы с ним пол-Алтая объездили. Если останавливал гаишник и интересовался, почему я без прав, то отговаривался, что это учебная езда. Тогда в этом плане было проще, чем сейчас.
– Зато сейчас молодёжь на байках совсем безбашенная, не находите?
– Просто у современной молодёжи нет чувства страха. Они воспитаны на компьютерных играх, виртуальных мотогонках, где упал – поднялся – поехал. А в реальности, если упал, то не всегда поднялся, тем более – поехал. Подниматься тяжело и больно. И в следующий раз уже подумаешь, как половчее упасть. Я много падал. Больно. Но сложных травм не получал. Уже на уровне подсознания: видишь опасность, и мозг даёт команду, как избежать её или минимизировать ущерб здоровью.
– За годы, что занимаетесь мототуризмом, наверное, немало поездили по стране?
– Практически весь бывший Советский Союз объездил. Вообще легче сказать, где я не был. Не был, например, во Владивостоке. Зато был на БАМе. В то время там не всюду и дорога-то железная была проложена, а наши «железные кони» уже там побывали.
– Что самое главное в путешествиях для вас было?
Помните, 19 лет назад я говорил, что алтайские мототуристы собираются в кругосветное путешествие на советских мотоциклах «Иж-Планета»? И тогда всё было подготовлено для этого путешествия. Но вмешались обстоятельства: Союз развалился, начались трудности финансовые, республики стали независимыми, всюду понадобились визы… В общем, не сбылось.
Но вот в такое «лихое», как теперь говорят, время мы были на Памире. Заехали в село. Разговорились с местными. «Ну, как вам перестройка?», – спрашиваем. Они плечами пожимают, дескать, какая перестройка, вы о чём? «Ну, а Горбачёв вам как?», – продолжаем пытать. Они: «А кто это?». Вот где счастье-то жить! От цивилизации им нужна только мука и больше ничего.
Вязанка хвороста
– Вы в пути встречались со множеством людей. У них разные обычаи, разные мировоззрения. Наверное, в общении приходилось быть дипломатом?
– В точку! Многие спрашивают: «Ты берёшь с собой оружие?». Не беру. Потому что любую конфликтную ситуацию можно разрешить мирно. Всякое бывало. И с оружием против нас выходили, и с дороги сталкивали в кювет… Но всё разрешимо. Начинаешь разговаривать с человеком. О семье, о своём городе, о каких-то вещах, которые связывают всех людей. Отвлекаешь его от желания разжечь конфликт. А потом, глядишь, сфотографировались вместе. И – обязательно! – фото надо прислать. Через год, пять, десять лет проезжаешь эти места, и тебя помнят, встречают как своего.
Однажды в Туве остановились на ночлег в высокогорье. Абсолютно пустынный берег реки, деревья не растут. Костёр разжечь не из чего. Смотрим – вязанка хвороста. Взяли. Запалили костёр. Вдруг видим, скачут на нас. «Чего наши дрова взяли?», – кричат. Я пригляделся – знакомый! «Алексей, помнишь, 30 лет назад мы встречались? Мы лагерем вон на том берегу стояли».– «О, конечно помню! Берите, берите дрова».
– Вы много работали с детьми. Почему для вас это было важно?
– Заняться развитием детского спорта меня долго уговаривал бывший директор краевой станции юных техников Аркадий Викторович Александров. Когда он только заступил на эту должность, то пригласил в детско-юношеский спорт разных спортсменов. Пришли работать с ребятами парапланеристы, ориентировщики, водные туристы, парусные туристы... Я тоже согласился, тем более что у меня подрастали два сына, и меня волновало, чем они будут заниматься. Вот теперь старший сын – мастер спорта по мототуризму, младший – кандидат в мастера спорта. И жена моя с 1986 года тоже кандидат в мастера спорта. Естественно, по мототуризму.
Сейчас у многих моих бывших воспитанников уже свои дети. Но почти у всех осталась тяга к путешествиям, и мотоцикл практически у каждого стоит в гараже.
Впереди – «Большой Алтай»
– Виктор Михайлович, каково сегодня положение дел в региональном мототуризме?
– Я сильно волнуюсь о перспективах и своего вида спорта, и всех технических видов спорта. И ещё мне обидно, что мой опыт оказался никому не нужен, разработанные мною методики не востребованы… Почти 16 лет я занимался с ребятами в собственном гараже. Добились хороших результатов, мои юниоры выезжали на соревнования всероссийского масштаба, а в 2009 году молодёжная сборная края стала чемпионом страны. Но когда я «позволил» попросить у бывшего руководства краевого управления по образованию помещение для занятий – не для себя же, для детей! – стал неугоден. С этой просьбой и к губернатору ходил, и к его замам, дошёл до Президента России. Помещение дали. Но самому пришлось уволиться из краевого центра детско-юношеского туризма.
В этом году впервые не смогли организовать традиционный мотопробег ко Дню Победы. Мне часто говорят, что нет денег. А я отвечаю, что сегодня денег нет, а завтра, когда не будет спортсменов и тренеров-энтузиастов, даже с деньгами ничего не сделаешь. Уже сейчас ощущается упадок: раньше в крае действовало 18 мотоклубов, а теперь осталось всего 4.
Мотоциклизм – это большая школа. Он даёт понимание скорости, развивает реакцию на опасность, воспитывает дисциплину, соблюдение правил поведения на дороге. Ну, и, конечно, наши пробеги давали патриотическое воспитание, потому что мы с ребятами посещали исторические места, они узнавали интересные факты из истории своей большой и малой Родины.
– Для себя, для души сейчас ходите в мотопоходы?
– В 2015 году в честь 20-летия нашего большого похода «Алтайская кругосветка-95», которая стала, по сути, первым чемпионатом России по мототуризму после развала СССР, я собрал ветеранов, их детей. Человек 30 набралось. И мы повторили пусть не весь маршрут, а только часть его. Этот маршрут я назвал «Заповедные тропы Алтая». По нему теперь как гид совершаю коммерческие туры с мототурис- тами, которые приезжают со всего мира. Маршрут супертяжёлый, в прошлом году он занял 2-е место на чемпионате мира по спортивному туризму. Ну, а если говорить о планах на будущее, то сейчас готовимся к международному туристскому фестивалю «Большой Алтай», который в этом году пройдёт на территории Казахстана. А через два года – в 2019 году – он должен состояться в Алтайском крае.
Досье
Виктор Пантыкин.
После армии 22 года проработал на котельном заводе, 7 лет – в налоговой инспекции, 3 года – на Барнаульском водоканале. Везде активно участвовал в спортивной жизни коллективов. Один из создателей в 1980 г. клуба автомототуристов «Горизонт». В 2008 году поднялся на мотоцикле на высочайшую вершину Восточной Сибири гору Монгун-Тайга (3976 м). Мастер спорта СССР, трёхкратный чемпион Советского Союза и двукратный чемпион России, тренер сборной РСФСР, заслуженный путешественник России, Снежный барс Алтая, почётный работник министерства образования и науки РФ, вице-президент краевой федерации спортивного туризма, региональный исполнительный директор московской туристической компании.
Смотрите также:
- Уайлд на Алтае. Звёзды российского сноубординга побывали в Белокурихе →
- Тренер по греко-римской борьбе Олег Черкашин: «Не быть охламоном!» →
- Конькобежец Иван Скобрев: Движение - мой главный мотиватор →