Наверное, каждый мальчишка зачитывался приключениями Тома Сойера и Гекельберри Финна и мечтал совершить увлекательное путешествие на плоту.
Многие не расстаются со своей детской мечтой до глубоких седин, но так и не осмеливаются перейти от слов к делу, хотя так хочется примерить тельняшку, почувствовать себя первооткрывателем, бросить вызов стихии и самому себе... И лишь единицы готовы к решительным действиям.
Именно такие ребята из Барнаула летом 2016 года совершили увлекательный сплав по Оби на самодельном плоту. За четыре дня они преодолели около 150 км и высадились на берег в Новосибирской области.
Поверь в мечту!
Анка Смагинян, altai.aif.ru: Как родилась идея сплавиться на плоту и сколько времени прошло до ее воплощения в жизнь?
Денис: В начале лета мы сидели в баре и вспомнили старый советский фильм «Верные друзья». Там главные герои сплавляются на плоту. Каждый для себя отметил, что в детстве у него была такая же мечта. Тут же достали бумагу и начали рисовать эскизы. Через три дня мы уже ехали закупать материалы.
Анатолий: Как говорил Николай Фоменко: «Главное, ребята, сердцем не стареть!». В каждом мужчине живет ребенок и романтик, но не каждый позволяет ему вырваться наружу. С ребятами постарше мы долго рисовали, планировали сплавиться, но это так и осталось на бумаге. А здесь все очень быстро закрутилось.
- Расскажите, как строили плот?
Денис: На постройку плота ушло около двух недель, строили только после работы по 2-3 часа. Закупили материалы и привезли все это к моим родителям, у них частный дом. Родители сначала посмеивались, до конца не были уверены, что все состоится. Но потом сами включились в процесс: мама кушать выносила, папа помогал.
Виталий: Строительство плота размером 3Х6 метров обошлось нам в 4,5 тысяч рублей. Мы купили 10 бочек из-под смолы в фирме, которая занимается изготовлением арматуры из полиуретана. Посчитали, что каждая бочка 200 литров вмещает воды. Литр воды по весу примерно равен килограмму, значит, наш плот должен был выдержать около 2 тонн.
Каркас строили из пиломатериала. Знакомый рекламщик помог с фанерой, которой мы застелили каркас. Натянули старый банер, посередине установили деревянный ящик, который служил столом и местом хранения вещей.
Анатолий: Мы не закупали доски «одна к одной». Просто слепили плот из того, что было, на чистом энтузиазме сделали. Изначально был такой подход. Мы могли взять многоразовый надувной плот, на котором ребята по Катуни сплавляются. Он на понтонах с рамой из нержавеющей стали. Но мы решили свой построить, потому что каждое путешествие начинается с первого шага, задолго до того, как ты вышел на маршрут.
Мозговой штурм
- Сразу строить начали или готовились, читали рекомендации ГИМС?
Денис: Перед тем, как строить, в интернете просмотрели кучу роликов и чертежей. Что-то свое придумали. Например, дополнили бочки надувными понтонами.
Виталий: Мы к подготовке серьезно подошли. По требованиям ГИМС у нас на борту была надувная лодка, огнетушитель, аптечка, спасательный круг, веревка, сигнальная ракета - много всего из того списка. Даже якорь был, но он оказался маловат, не тормозил как следует. Инспекторы ГИМС проезжали мимо, к нам вопросов не возникало. Если бы у нашего плота был мотор, тогда бы мы его должны были бы регистрировать, как транспортное средство.
Анатолий: Еще у нас был генератор. Мы слушали музыку, заряжали гаджеты, гирлянду включали по ночам. Очень эффектно смотрелся наш лагерь.
Леха-беда
- А как вы такой огромный плот на реку везли?
Денис: О, это отдельная история. Плот вез наш друг, у которого есть самогруз. Мы установили его вертикально, и когда начали транспортировать, задели дерево. Отъехали метров 300 всего. Плот подлетел вверх и со всей силы грохнулся на асфальт на улице Гоголя. Конечно, разлетелся на мелкие части. Пришлось возвращаться и доделывать. Мы водителя после этого прозвали «Леха-беда».
Виталий: Откладывать старт мы не могли. У всех работа, нужно было уложиться в четыре дня, включая выходные. Мы не рассчитывали доплыть до конкретной точки: докуда донесет - дотуда донесет. Друзья нас забирали по координатам.
Отчаливали от Старого моста под «Прощание славянки». Плот назывался «Победа». Мы наш сплав приурочили к 75-летию Великой Победы.
Денис: Собралось много народу, всем было интересно. Кто-то снисходительно смотрел кто-то с завистью.
- С вами не просились? И кто в итоге в команду попал?
Денис: В команду много просилось народу. Но в итоге поплыли те, кто участвовал в подготовке. Мы не хотели брать тех, кто станет простым «балластом», будет пить, есть и расслабляться. У нас каждый был чем-то занят.
- А роли у членов команды как-то были распределены?
Виталий: У нас было равноправие (смеется — прим. ред.). Веслами каждый поработал.
Денис: Хотя Виталий у нас стал неформальным лоцманом: следил по карте за маршрутом, фарватером. А Анатолий был коком, каждое утро готовил нам яйца с помидорами и луком. И даже стейки из щуки на мангале готовил. Рыбу нам местные рыбаки подарили, у нас почему-то не клевало.
Анатолий: К нам очень много людей причаливало. Все спрашивали, откуда мы и что. Очень удивлялись, когда узнавали, что сплавляемся ради интереса. Многие думали, что мы проводим какие-то исследования на реке. Почти каждый говорил, что в детстве у него была такая мечта: ощутить эту романтику, свободу, ветер странствий.
- Девушек в команду сознательно не брали?
Денис: Мы подумали, что такое путешествие для девушки будет утомительным. Никаких удобств на плоту. Чтобы в туалет сходить, например, нужно километра за два начинать грести к берегу.
Анатолий: В мужской компании совсем другой отдых. Можно поговорить о чем угодно, в том числе о женщинах (смеется — прим. ред.).
- А дезертиров среди вас не было?
Виталий: Анатолий собирался нас покинуть уже после второй ночевки. Хотел сойти в Елунино, но из-за сильного течения мы не смогли там причалить. Тогда я сказал: «Давай еще денек». Но вниз по течению деревень не было вообще, и Толя так и остался.
Анатолий: Просто очень экстремальная обстановка была: ужасная жара и мошки, от которых не спасали никакие репелленты. Но я не жалею, что не сошел на берег тогда.
Денис: На самом деле было много таких моментов, когда можно было просто насладиться природой, расслабиться, позагорать. Один-два человека дежурили на веслах, остальные отдыхали. На Оби очень много красивых мест. Жаль, что не было мотора, на веслах иногда не успевали причаливать туда, куда хотели. До сих пор вспоминаю песчаную косу посреди реки.
Еще повторим
- А экстрим был в вашем путешествии?
Виталий: Экстрим у нас начался, когда только отчалили. Лопасти на веслах мы прикрутили наспех, они проворачивались. Мы поняли, что нас сносит на баржу. Все навалились на борт, уперлись руками, палками, всем что было. Лишь бы нас под нее не затянуло. Паника началась нелегкая. По технике безопасности у нас всех были жилеты, но почему-то они были не надеты.
Анатолий: В следующий раз мы на буй напоролись. Увидели его метров за 500, начали грести, но ничего не могли сделать из-за сильного течения. Избежать столкновения не удалось. А вообще, на реке странная иллюзия: кажется, что не ты мимо буя проплываешь, а он мимо тебя.
- Повторите свое путешествие? Уже есть планы на следующий год?
Виталий: Конечно, повторим. У нас уже есть идеи. Теперь планируем начинать выше по течению, чтобы долго не возвращаться после путешествия.
Анатолий: О других реках пока не думаем, потому что мы ограничены во времени. Да и у нас можно совершить увлекательное путешествие, далеко ездить не обязательно.