70-летие Новоалтайска и юбилей края Кулибаба, отметивший в этом году собственный 75-й день рождения, вправе считать личными праздниками.
Профессия по объявлению
– Евгений Михайлович, у нынешних абитуриентов очень популярна специальность «Государственное и муниципальное управление». Вы где и чему учились, прежде чем оказались во главе Новоалтайского горисполкома?
– Когда я закончил 10 классов в школе села Веселоярск Рубцовского района, я хотел быть врачом. Поэтому, получив аттестат, где было всего две четверки, собрался отправить документы в Семипалатинский медицинский институт.
В Барнауле тогда такого не было, а в тамошнем уже училось достаточно веселоярцев. По дороге на почту мне попалась на глаза краевая газета, где было малюсенькое объявление про набор в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта.
Там обещалось полное довольствие: питание, обмундирование и еще стипендия, и это меня «подкупило». Дело в том, что мать растила нас, троих сыновей, одна. Старший Николай сразу после семилетки пошел работать, но жилось все равно тяжело, а тут такие «льготы»!
В общем, я немедленно переадресовал документы в вуз, и куда я еду учиться, мои родственники узнали, только когда пришло время садиться в поезд в Рубцовске.
Как я добирался до Томска – отдельная история, но так я впервые соприкоснулся с железной дорогой, где после окончания института проработал больше 20 лет. Это и было моим «теоретическим и практическим» образованием ко времени назначения на должность председателя Новоалтайского горисполкома.
– А вы, собственно, в Новоалтайск-то по распределению попали?
– Не совсем. Когда я заканчивал институт, младший брат в армию собирался, старший стал главой семьи с детьми, поэтому мне было важно попасть на работу ближе к дому, к матери. Но тогда электрофикация в наших краях на ж/д не велась, меня распределили по специальности на ст.Берикульская Кемеровской области.
Через год попросился в Рубцовск, а 15 марта, в свой день рождения, на следующий день как младший вернулся домой, я был на станции Алтайская, в Новоалтайске, который тогда еще был Чесноковкой.
Начал работать электромонтером на железнодорожной электростанции, где сейчас находится энергоучасток. До нее, надо сказать, от ж/д вокзала удобнее всего было добираться пешком по шпалам. «Пазики» ходили по короткому маршруту, а дальше была болотина.
В этом же году, к слову сказать, мы поженились с Валентиной, с которой познакомились еще в годы учебы в институте. У Валентины Дмитриевны в трудовой книжке единственная запись: вся ее рабочая биография связана с электрофикацией железной дороги.
Белая рубашка… для назначения
– Ну а вы-то как оказались в руководителях города?
– Я до сих пор думаю, что почти случайно. С начала 60-х только что созданным Алтайским участком электроснабжения руководил Бунич, у которого со временем я стал заместителем.
Когда Иван Сергеевич был назначен председателем Новоалтайского горисполкома, на освободившееся место он рекомендовал меня. То же самое произошло, когда он стал первым секретарем городского комитета КПСС.
Однажды он позвонил мне, пригласил на встречу, первый вопрос на которой был: «У тебя есть чистая белая рубашка?».
Оказалось, что уже на следующий день нужно было ехать в крайисполком и крайком на согласование моей кандидатуры на должность предисполкома.
Супруга моя в это время отдыхала в санатории, рубашка белая чистая дома нашлась, а согласия моего никто и не ждал. Так я и казался на «большой должности».
– Не страшно было – так неожиданно – оказаться ответственным за город, хоть и небольшой?
– Боязни работы как таковой у меня не было. Проблемы города в целом, а не с личной «колокольни», я в некоторой степени понимал, т.к. уже был депутатом городского собрания.
Но все-таки к ТАКОМУ, как мне кажется, быть готовым нельзя. Трое суток я не выходил из «доставшегося» мне кабинета в администрации города, читая и сортируя текущие документы, «складированные» в шкафах и стеллажах,служебные записки и так далее…
Вот мне поначалу посоветовали постажироваться у Анатолия Ивановича Мельникова, возглавлявшего в то время горисполком Барнаула.
Приехал я к нему и услышал: научить руководить городом я тебя не могу, тут шефство-наставничество не сработает, но если будут вопросы по конкретным делам, посоветовать всегда готов. Но за каждым таким советов не наспрашиваешься…
У нас однажды и с самим Мельниковым сложности возникли…
В поселке Белоярск была огромная проблема с мостами через Малую и Большую Черемшанку. Как весна – никак «два берега», т.е. люди, проживающие на них, не встретятся.
Поехали мы вместе с Бруничем в Москву, попали на прием к министерству жилищного хозяйства, он нас поддержал. Мельников узнал и рассерчал: мы, мол, не можем построить мост через Пивоварку, а какому-то Новоалтайску два согласовали!
Кто-то из секретарей крайкома партии вышел на министра, и у нас деньги сняли. Я опять в Москву, деньги снова дали: на один мост, но с условием, что будет построено два.
Когда я из города ушел в администрацию края, поручили мне коммунальное хозяйство, электрофикацию и газовое хозяйство. Анатолий Иванович в это время работал в крайгазе, и тут уже мы нашли общий язык, большое ему спасибо.
Гордость и сожаление
– Что вас особенно радует из достигнутого в вашу бытность в Новоалтайске?
– …(С улыбкой). Я ничего не испортил и ничего не украл. А если серьезно…В те годы в городе активно расселялись бараки, строилось новое жилье, и многое в этом смысле удалось.
Большое дело, я считаю, строительство семиэтажного здания горбольницы, стадиона «50 лет Алтая», кинотеатра «Космос»…
Тогда большинство объектов строилось методом «народной стройки», а это такая эпопея! Помню, когда для «семиэтажки» только запроектировали фундамент, главврач больницы Леонид Яковлевич Литвиненко мобилизовал весь персонал на строительство.
Жалобы в горисполком шли, хирурги лично приходили на прием: «У нас руки под... «заточены», а нас заставляют кирпичи таскать и ломом махать».
Но потом-то они как новой больницей гордились! А со стадионом как мы намучились! Не все же предприятия города, чего греха таить, рвались внести свою лепту в «народную» стройку. Было дело, руководителя одного на планерку по стадиону в сопровождении наряда милиции доставлять пришлось.
Тогда горотдел ОВД серьезно со строительством помог, его начальник Эдуард Иванович Петкау лично решал вопросы ристора для беговых вопросов…Трибуны по тем временам современнейшие поставили.
Впоследствии, когда у города иссякли возможности содержать стадион, мы вынуждены были передать его «Алтайкровле», что сейчас я считаю ошибкой. Несколько лет предприятие о нем заботилось, сейчас без слез не глянешь…
– Евгений Михайлович, к предыдущему юбилею Новоалтайска вам присвоили звание Почетного гражданина города. Оно для вас значимо?
– Безусловно! У меня есть немало «ведомственных» наград за годы работы на железной дороге, я являюсь Заслуженным энергетиком РФ, а вот за «советскую» работу особых поощрений у меня нет. Когда меня удостоили звания Почетного гражданина, я был горд.
Теперь оно мне дает не просто возможность, но и законное право высказываться по вопросам развития города, а мне далеко не безразлично его будущее.
Мы с Валентиной Дмитриевной (улыбается) еще собираемся пожить хорошенько, дочь у нас в Новосибирске, а сын рядом, внуков трое, уже есть правнук и правнучка – они тоже должны городиться «родовым гнездом». А я люблю родной Новоалтайск!
Смотрите также:
- Фронтовик из Первомайского района отдал сельскому хозяйству Алтая 30 лет →
- Жизнь вслепую. Светлана Борисова о том, как начать жить, потеряв зрение →
- Семья Сусловых. Полувековая история края в миниатюре →