Профессию такелажника Иван получил, в общем-то, случайно. Был ночным сторожем в школе, работал по сменам, искал подработку на дневное время. В бюро трудоустройства сказали, что человек без специальности и опыта может рассчитывать только на неквалифицированную работу. Например, на должность разнорабочего – такие вакансии были.
Иван согласился. Когда нужны деньги, будешь и бетон месить, и кирпичи таскать. С работодателем повезло: строительный трест определил его на объект – многоэтажный дом – в подручные к каменщику. Работа не хитрая – раствор лопатой подавай да кирпич силикатный, полуторный. А через пару месяцев труда на свежем воздухе организация собрала со строек молодых разнорабочих и отправила учиться на каменщиков, с отрывом от производства и выплатой стипендии. Курсы были краткосрочными, на полтора месяца, зато с утра до вечера. Попутно основной профессии давали вторую – такелажника, или, иначе, стропальщика. Так и вышли с обучения с двумя удостоверениями. Как каменщику Ивану присвоили второй разряд, а как такелажнику – сразу третий. Правда, долго поработать не удалось – объектов для строительства вскоре стало меньше, а затем трест и вовсе канул в лету.
Популярные вакансии
Каждый год в Алтайском крае проходит конкурс «Журналист меняет профессию», который организует Министерство образования и науки Алтайского края, компания «Барнаул-Спец- одежда» и региональный журнал «Алтайская Стройка». При поддержке и содействии Департамента администрации губернатора и правительства Алтайского края по информационной политике. Журналистов знакомят с рабочими профессиями, чтобы те, познав на себе все тяготы обучения и практики, смогли рассказать молодым людям края о перспективах труда руками. Проблема воспитания, привлечения рабочих кадров для края уже много лет актуальна – по улице и пяти метров не пройдёшь, чтобы не встретить человека с дипломом вуза, зато в поисках умелого и знающего рабочего бизнес проходит весь город насквозь не по одному разу.
К примеру, в середине весны в Алтайском крае работодатели усиленно искали токарей (123 вакансии на 42 безработных с такой специальностью), электросварщиков (112 вакансий – по 10 на каждого официально незанятого), штукатуров (78 вакансий), каменщиков (58 вакансий) и стропальщиков (55 вакансий на 20 безработных). Автослесарей требовалось 90, при 30 стоящих на учёте как безработные.
Однако, как показала практика обучения журналистов «АиФ-Алтай» в Алтайском транспортном техникуме в рамках конкурса, – слесарь по ремонту автомобилей слесарю рознь. Одно дело – выпускник с корочками, но без горения профессией. Другое дело – специалист, которого готов взять работодатель. Во многих случаях это разные люди.
В Алтайском транспортном техникуме шесть десятков лет осуществляют подготовку специалистов для транспортной отрасли. Сейчас – по 16 программам. И, естественно, все учащиеся проходят практику на реальном производстве. Автомеханики – на автосервисе легковых автомобилей и в центре обслуживания грузовых автомобилей. И там, и там их прикрепляют к опытному мастеру, который объясняет суть работы, но к реальной работе молодых парней допускают не сразу. Всё-таки автомобиль в сервисе – это чужая собственность, и высока ответственность мастеров за неё, есть вполне осязаемые сроки выполнения работ и ожидания заказчика.
Подходы разные
По словам директора автосервиса Сергея СИТНИКОВА, где проходят практику учащиеся, за год через руки специалистов авторемонтной компании проходит около 9 тыс. автомобилей. Автосервис работает по европейским стандартам – как по качеству, так и по времени обслуживания. Сможет ли выпускник техникума с первого дня работать так же эффективно, как работают на фирменных сервисах той или иной марки автомобиля по всему миру, укладываясь в отведённое по нормативу время? Вероятно, нет. Да, начинающий автослесарь может прокопаться с работой, которая рассчитана на час, вдвое больше, но тогда и получит он вдвое меньше – только за час, по нормативу. Современный бизнес требует высокой культуры производства – чинить дорогостоящие автомобили на авось, долго, как это делают частные мастера в гаражных кооперативах, он себе позволить не может. Поэтому в компании привечают состоявшихся профессионалов – таких ищут на рынке труда. Но далеко не каждый автослесарь может соответствовать предъявляемым требованиям. Опыт же обучения специалистов до нужного уровня себя не оправдал – автослесарь с мотивацией учится сам. Если нет желания повышать квалификацию – курсы не помогут.
В грузовом автосервисе ситуация немного иная. Как рассказывает мастер автоцентра «КамАЗ» Дмитрий МАКАРЕВСКИЙ, практикантов стараются обучить всему, дают поработать во всех ремонтных зонах, но научить человека насильно невозможно. Кто хочет – успевает многое освоить, но таких, у кого глаза горят, один-два на группу студентов. А многие попросту отбывают номер. Или вообще приходят на практику с мамой, которая просит зачесть её без отработки. Многим хочется сразу после ссуза или вуза выйти в начальники, но мастер уверен – без умения самостоятельно чинить грузовики успешно руководить бригадой ремонтников невозможно. Плюс в мужском рабочем коллективе, как и в армии, быстро выявляется характер человека, умение ладить с другими, уровень конфликтности и огрехи в воспитании. Тех практикантов и выпускников, кто проявляет себя достойно, сервис готов брать на работу. За одного парня, который ушёл в армию, даже замолвили словечко в воинской части – приходится ремонтировать и военные грузовики, а когда командование спросило о качествах призывника, охарактеризовали его любовь к технике положительно.
Работа ищет работника
Свободное рабочее место и свободный специалист часто ходят в крае разными дорогами. Официальной безработицы в крае почти нет – 0,4% по краевому центру, чуть больше в сельских районах. На 1 июня 2017 года на 10 официально незанятых соискателей приходилось 10 вакансий (всего 20,3 тыс. вакансий). И даже уровень общей безработицы по итогам первого квартала 2017 года упал в крае со 109 до 87 тыс. человек (7,8%). Это наилучший результат с 2013 года.
Проблема только в том, что часть вакансий остаётся не занятой, а часть безработных, в том числе из числа выпускников ссузов и вузов, – не работают по специальности, хотя 80% всех выпускников края находят работу.
Многие работодатели края готовы брать перспективных специалистов и без большого послужного списка. По словам главного специалиста Управления по занятости населения Минтрудсоцзащиты Алтайского края Ольги ВАГНЕР, из 1,5 тыс. вакансий технических специалистов инженерного уровня в 700 случаях работодатели готовы принять граждан без опыта работы – то есть почти каждого второго.
Но проблема в том, что предприятия осваивают новые технологии и, соответственно, выдвигают новые требования к соискателям. За требованиями не всегда успевают образовательные учреждения и уж тем более не всегда готовы осваивать новую технику и технологию учащиеся. Поэтому проблема дефицита кадров в крае остаётся. И потому, что многие трудоустроены не по специальности. И по той причине, что рынок предъявляет более высокие требования, чем те, которым готовы соответствовать выпускники и безработные. И потому, что у многих молодых специалистов завышенные ожидания по зарплате. Кто-то, получив специальность, находит иное, спокойное место работы. А кто-то, имея возможность, перебирается в другой регион, где платят больше.
Анализ фактов показывает, что рабочие в крае нужны. И у рабочих есть возможность зарабатывать. У того же слесаря по ремонту автомобилей зарплата вполне может быть на уровне 25-35 тыс. рублей в месяц даже в первые годы работы. Но для этого нужно болеть душой за профессию, стремиться её познать во всех отношениях, не бояться тяжёлой поначалу работы, быть готовым тратить время и силы на повышение своего уровня мастерства. И иметь определённую выдержку. Настоящему профессионалу, даже начинающему, рынок труда поздно или рано предложит работу по силам, запросам, в хорошем коллективе.
Правда, желанием трудиться в полную силу и выдержкой сегодня многие похвастать не могут…
Мнение власти
Министр труда и социальной защиты Алтайского края Михаил ДАЙБОВ:
– В настоящее время на региональном рынке труда стоят две основные задачи: обеспечение благополучия граждан на основе их трудовой деятельности и обеспечение экономики кадрами.
Одним из наиболее актуальных вопросов является уровень средней заработной платы. Несмотря на положительную динамику в прошлом году – прирост на 5,5% – уровень трудовых доходов по-прежнему остаётся недостаточным. Повышение уровня трудовых доходов – сфера ответственности в равной степени власти, бизнеса и общества.
Замедление темпов роста заработной платы стало своего рода проявлением гибкости отечественного рынка труда в период адаптации к новым экономическим реалиям, в результате чего удалось избежать критического роста безработицы в 2015-16 годах.
В 2015 году из организаций края высвобождено 9,8 тыс. человек, в 2016 году – 7,4 тыс. человек.
При высвобождении работников службой занятости реализуется комплекс превентивных мер: от консультаций для увольняемых до разработки индивидуальных программ для работника. Реализуются мероприятия активной политики занятости: профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, организация самозанятости и т. п.
Смотрите также:
- Когда дело надоело. Можно ли сменить профессию в зрелом возрасте? →
- Почему работник и работодатель не могут найти друг друга →
- «Всплеска увольнений в этом году не произойдет» →