Образование. Педагогам приказали или хвалить систему или молчать

Отгородиться от журналистов можно, но обычно это не решает ворох остальных проблем. © / pixabay.com

   
   

Такой вывод можно сделать, читая циркуляр, разосланный по образовательным организациям Локтевского района Алтайского края. 

Согласовать и не пускать

Как и во многих других муниципальных образованиях края, в Локтевском районе идёт оптимизация системы образования через объединение школ или детских садов. Далеко не всегда потуги местных чиновников на этой ниве вызывают понимание и поддержку населения и педагогического состава объединяемых организаций. Еженедельник «АиФ-Алтай» освещал возникающие проблемы в публикациях «Оптимизация с подвохом» в №5 и «Реформа с нажимом» в №12 за 2017 год. А на минувшей неделе в образовательные учреждения района было направлено письмо, предлагающее ограничить и регламентировать контакты педагогов с представителями средств массовой информации. Автором послания выступил Павел Одинцев, председатель комитета по образованию района. По сути, учителям предложено соблюдать сицилийскую омерту, кодекс взаимного укрывательства и круговой поруки, когда о системе образования в районе можно говорить либо хорошо, либо ничего.

В распоряжении от 5 апреля 2017 года говорится о том, что «в связи с участившимися случаями публикаций в средствах массовой информации материалов, основанных на интервью представителей образовательных организаций» необходимо провести разъяснительную работу с педагогами и работниками образовательных организаций по вопросу взаимодействия со СМИ. В частности в циркуляре предлагается давать комментарии только после согласования с муниципальными органами управления образования и только после официального запроса от редакций. Также, в случае «несогласованного прибытия представителей СМИ в образовательные организации», рекомендуется вспомнить о локальных актах, регламентирующих пропускной режим, созданный для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Кроме того, образовательным организациям рекомендовано усилить работу с муниципальными СМИ. А также активнее подписывать «педагогов и родителей на официальные аккаунты Минобрнауки Алтайского края» с активным репостом (ссылкой на сообщения – прим. ред.) официальных новостей в социальных сетях.

Вероятно, для того, чтобы узнать правду о своей школе, педагогам и родителям школьников не стоит оглядываться по сторонам, а надо верить лишь официальной информации.

Неудобные вопросы

Проблему оптимизации школ подняли в начале года сами педагоги района, а так же районные депутаты и представители сельского самоуправления.  В частности, вне логики объединения малокомплектных школ в районе планировали самую большую сельскую школу района с 165 учениками в посёлке Масальском сделать филиалом городской школы в Горняке – за 28 километров.

   
   

Против этого выступили и педагоги школы, и родители учеников. С директором школы, которая стала задавать неудобные вопросы о реорганизации, районные власти расторгли контракт. Так же поступили и с другим несговорчивым директором, а кого-то просто вынудили замолчать или уйти по своей воле. По информации Андрея МИТРОФАНОВА, юриста, защищающего права уволенных директоров, большинство руководителей образовательных организаций района запугали, намекая на увольнение, если те проявят в чем-то непокорность. Так, в апелляционной жалобе на решение Локтевского суда, поданной в конце марта, со ссылкой на педагогов указывается, что «после увольнения истца (бывшего директора школы – прим. ред.) происходит дезорганизация работы образовательного учреждения, стремительное снижение уровня образовательного процесса в Масальской школе, существенно нарушаются права учеников». А также под угрозой находится обучение детей из неблагополучных семей. Но говорить об этом вслух, по-видимому, нельзя.

По выражению, которое приписывается Публию Теренцию, древнеримскому драматургу, лесть порождает друзей, правда – ненавистников, а одна ложь – всегда порождает другую. Попытка разобраться в процессах оптимизации школ в крае, выяснить, насколько при этом учитываются интересы учеников и педагогов, вызывает у чиновников от образования реакцию, схожую с реакцией мышей в кладовке, когда включают свет и открывают дверь. 

Учитывая, что схожие проблемы присущи не только Локтевому району и во многих местах родители и педагоги высказывают недоумение оптимизацией школ, не исключено, что подобные циркуляры направлены или будут направлены в образовательные организации и других районов края.   

Смотрите также: