«Романтика» для трудоголиков
– Татьяна Владимировна, чем привлекает работа следователя и что в ней самое главное?
Сейчас, увы, многие молодые специалисты, которые приходят после вузов, хотят получать денег побольше, а работать при этом поменьше. Когда они понимают, в каком режиме им предстоит трудиться, то быстро «гаснут». Обидно бывает: только успеваешь выучивать, только начинает «вырисовываться» неплохой следователь, как он кладёт тебе на стол заявление об уходе и говорит: «Всё, нахлебался я ваших щей, пойду юристом в банк. Хочу в шесть вечера домой уходить и иметь два выходных». Да, наши следователи круглосуточно на посту. Ни праздников у них, ни выходных. Так что наша «романтика» не для всех.
– Вы в такой профессии ощущаете себя на своём месте?
– Мне было сложно привыкнуть к тому, что порой приезжаешь на место происшествия, а там – смерть. Никогда не забуду один из первых моих выездов в Локтевский район. Вся семья лежала трупами, пять человек: и дедушка, и семейная пара, и их ребятишки шестнадцати и пяти лет. Они просто не проснулись утром в своих комнатах. Сгорели из-за неполадок в печном отоплении. И вся родня вокруг ревёт белугами. Держалась-дер- жалась, а потом у самой слёзы закапали. Ведь не сухарь же! Через себя многое пропускаешь…
Спасибо за справедливость
– А трудно женщине возглавлять межрайонный следственный отдел?
– В крае три отдела возглавляют женщины – в Славгороде, Павловске и ещё один по особо важным делам в Барнауле. Конечно, в роли руководителей привычнее мужчины – они более строгие, требовательные. У меня стиль работы с подчинёнными другой. Но мои сотрудники знают, что меня просто нельзя подвести. Поэтому они работают и за свой профессиональный успех, за свой карьерный рост, и в общую копилку. Для нас коллективный дух много значит. В настоящее время в коллективе много опытных сотрудников – майор юстиции Евгения Пасюта, капитан юстиции Сергей Федосов, майор юстиции Алексей Рябицкий, которые являются достойным примером для молодых специалистов.
– Татьяна Владимировна, какое преступление считаете самым бесчеловечным?
– Нет ничего важнее и бесценнее, чем человеческая жизнь. Можно с помощью психологов вылечить пораненную душу изнасилованного ребёнка. Можно восстановить сожжённый дом, заново построить бизнес… Но никак не исправить того, что не будет на земле прерванной человеческой жизни. Поэтому тот, кто лишил человека жизни, обязательно должен отвечать перед законом.
– Это отпечаток профессии – желание обязательно наказать?
– Вовсе нет. Мы стараемся не поддаваться эмоциям, а руководствоваться здравым смыслом, относиться ко всему справедливо. Конечно, после нас ещё много инстанций, которые проверяют всё то, что мы «нарасследовали», – и прокурор, и суд. Но для нас, следователей, важно не допустить ошибку. И молодых я всегда учу: на то ты и следователь, чтобы РАССЛЕДОВАТЬ ситуацию, понять, кто в ней прав, кто – виноват, определить мотив преступления.
– Были ли случаи, когда преступники благодарили вас за справедливость?
– Как-то я, ещё работая в полиции, расследовала угон транспортного средства большой группой лиц. Среди подозреваемых были и несовершеннолетние. Когда прошёл суд, один из обвиняемых позвонил мне и сказал: «Спасибо, что вы честно всё расследовали». Приятно, но я всегда работаю так, как привыкла. По другому не умею.
– Сегодня часто слышишь, что в прежние годы, мол, такого количества преступлений, как сейчас, не было.
– Мне кажется, что сейчас просто люди стали больше знать о том, что происходит в обществе. Я проанализировала ситуацию с убийствами на территории обслуживания нашего Павловского отдела (Павловский, Шелаболихинский, Ребрихинский и Мамонтовский районы) с 2011 по 2015 годы. Всплеск был в 2011-м – 22 убийства. В прошедшем году – 15. А между этими рубежами – где-то по 10 случаев в год.
Дети - лучик счастья
– Похоже, что для вас и ваших коллег вся жизнь – работа. Но при этом у вас хватает времени встречаться с подшефными детьми и семьёй ветерана Великой Отечественной…
– Мы с коллегами воспринимаем встречи с ребятами из коррекционной школы-интерната, как лучик счастья. Ведь на работе зачастую получаешь очень отрицательные эмоции. А в школу мы приносим кусочек своего сердца и получаем доброту в ответ. Когда туда приходим, ребятишки так радостно бегут навстречу, бросаются на шею, обнимают.
Мы уже «выпустили» один девятый класс весной 2014 года. На выпускном я, как гордая мамаша, плакала от сознания, что мои ребятишки уходят в большую жизнь. И вновь стали шефами над новенькими пятиклассниками. Сейчас наши милые дети учатся в 6 классе. Все очень талантливые. Помню, как на встрече, посвящённой 70-летию Победы, устроили соревнования – дети против взрослых, кто знает больше песен военных лет. Вот говорят, что современные дети ничего о том времени не знают. Знают и больше нашего знают! В том числе и песен тех лет. Это было особенно приятно сознавать приглашённому на эту встречу Василию Фёдоровичу Прищепе, ветерану войны.
Конечно, мы идём к деткам не с пустыми руками. Подарили классу и DVD-плеер, и телевизор, и ковёр. А на Новый год преподнесли большой конструктор «Лего». Их счастью не было предела!
– Татьяна Владимировна, что бы вы могли пожелать нашим читателям и своим коллегам в новом году?
– Прежде всего здоровья. И материального благополучия, потому что, как ни крути, но, когда в кошельке нет денежек, то и жизнь не во всём мила. От души желаю востребованности профессиональной. Ну, а своим коллегам желаю как можно больше раскрытых дел.
Досье
Татьяна АВДЕЕНКО - родилась в Рубцовске. Получила среднее педагогическое, высшие техническое и юридическое образования. До 2008 года работала в системе МВД в должностях инспектора по делам несовершеннолетних, руководителя данной службы, следователя, руководителя следственного отдела. В структуре Следственного комитета работала старшим следователем и заместителем руководителя Рубцовского межрайонного следственного отдела. В 2011 году назначена на должность руководителя Павловского межрайонного следственного отдела.
Смотрите также:
- Работа следователем – профессия или образ жизни? →
- Ученые считают доброту достоянием эволюции →
- Рожденный сыщиком →