«Меня сложно напугать». История следователя, в которую влюбляются убийцы

Юлия работает следователем 8 лет. © / Константин Санталов / АиФ

Убийцы, насильники, мошенники. Это лишь небольшой список преступников, которых удалось найти и осудить благодаря работе старшего следователя по Индустриальному району Барнаула Юлии Охочей и ее коллег. За плечами хрупкой 30-летней девушки - расследование более 100 уголовных дел, многие из которых относятся к особо тяжким и по-настоящему шокируют.

   
   

Накануне 8 марта в разговоре с altai.aif.ru капитан юстиции рассказала о самых громких преступлениях, которые расследовала, и призналась, почему не боится оставаться с бандитами один на один.

«Маме про работу не рассказываю»

Следователь встречает нас в небольшом кабинете. На столе множество материалов уголовных дел, в шкафу напротив стоят увесистые папки.

Юлия работает следователем уже 8 лет и говорит, что выбрала эту непростую профессию по любви.

«Честно говоря, никогда не хотела бегать за преступниками и быть как Анастасия Каменская в сериале. Просто еще во время учебы на юрфаке мне было особенно интересно уголовное судопроизводство и дела, связанные с преступлениями против личности, в особенности тяжкие и особо тяжкие. Конечно же, мне нравились не убийцы и насильники, а расследование таких преступлений. Чтобы понять, подходит ли мне работа в Следственном комитете, после окончания вуза я стала общественным помощником», – вспоминает капитан юстиции.

Девушка стажировалась в следственном отделе по Октябрьскому району Барнаула, где с первого дня погрузилась в работу с головой: ездила на осмотры места происшествия, смотрела, как составляют протоколы и выполняла различные поручения.

   
   

«Сразу поняла, что это тяжелая работа по многим аспектом, – рассказывает Юлия. – Например, не все смогут нормально отреагировать, увидев труп.  Можешь считать себя смелым, а на деле непонятно, как поведешь себя при виде крови. Помню, как выезжала на первое место происшествия – женщина с окровавленным лицом лежала при входе в квартиру, ее ударили каблуком в область глаза и пробили череп. Картина была ужасная… Я отреагировала нормально, голова не кружилась, тошноты также не было. В общем поняла, что этим меня не напугать, и точно буду следователем».

Свою службу Юлия начинала в Павловском межрайонном следственном отделе. Сначала 22-летнюю девушку, которая совсем недавно окончила вуз, некоторые не воспринимали всерьез, однако она быстро доказала, что оказалась на своем месте. Уже на четвертый день работы произошло громкое преступление – местного жителя жестоко избили в гараже, а потом посадили в машину и выбросили, покалеченного, на улице у дома. Распутать все детали происшествия Юлия смогла вместе с коллегами.

«Таким был мой настоящий первый рабочий опыт, – рассказывает девушка . – После этого события продолжили набирать оборот, преступлений было много и разных. Убийство поленом, изнасилования и надругательства, но меня это не отпугнуло, наоборот, всегда было интересно докопаться до истины и найти причастных. Одним из самых резонансных в то время стало убийство 16-летней девушкой новорожденного ребенка. Помню, когда мама спросила, как прошел мой день, я поделилась новостями, а она сразу попросила сменить тему. С тех пор маме про работу не рассказываю, так всем спокойнее».

Эмоции - в сторону

Другая громкая история в первые месяцы работы Юлии произошла в селе Чернопятово. Там один из властных местных жителей испугался, что его место лидера может занять другой молодой мужчина и решил его проучить. Он взял у соседа ножовку, превратил ружье в обрез и несколько раз выстрелил в оппонента. После этого позвонил участковому и во всем признался.

«Позднее, когда мы поехали проверять показания мужчины на месте убийства, нас встретила толпа сельчан, – делится Юлия. – Они начали раскачивать служебный автомобиль и требовали выпустить местного жителя, чтобы самим с ним расправиться. Успокоить разгневанных людей удалось не сразу. Даже во время расследования родственники убитого давили на семью обвиняемого, пресечь это удалось только после того, как им пригрозили уголовным делом».

Девушка говорит, что сразу поняла, что на работе нет места эмоциям, ведь часто они мешают трезво оценить ситуацию.

Юлия во время работы. Фото: Пресс-служба СУ СКР по Алтайскому краю

«Ко всему нужно относиться спокойно, иначе быть следователем не получится. Когда мы приезжаем на место ЧП, то у людей горе, они в шоке, а мы просто выполняем свою работу. Если все уголовные дела пропускать через себя, то от тебя ничего не останется, и ты не сможешь ничем помочь. Чтобы был результат, нужно делать все с холодной головой», – подчеркнула сотрудник СК.

Мужчины тоже плачут

Однако есть и такие истории, которые надолго западают в душу. Несколько лет назад один из сельчан бросился на полицейского с крючком для шитья обуви. Во время допроса мужчина говорил, что у него маленькая дочка и ее заберут в детский дом, если его посадят, и в итоге отделался условным сроком. Через несколько месяцев Юлия вновь оказалась в доме мужчины, правда, на этот раз его обвиняли в том, что он надругался над дочерью.

«В этот раз мужчина сразу понял, что ему не получится прикрыться желанием заботиться о ребенке и очень расстроился, увидев меня, – делится следователь. – Выяснилось, что он совершал насильственные действия сексуального характера в отношении девочки минимум 4 года. Ребенок был сильно запуган. Сельчанина приговорили к 12 годам колонии, а его дочь смогла поступить в учебное заведение, со временем пришла в себя и ее жизнь наладилась. В такие моменты понимаешь, что наша работа заключается не только в том, чтобы кого-то поймать и изолировать от общества, а в том, чтобы помочь людям в сложной ситуации, в какой-то мере стать для них психологом».

Следователь рассказывает, что во время допросов старается со всеми найти общий язык. Иногда, чтобы человек раскрылся, нужно не сразу переходить к делу, а сначала затрагивать темы, которые на первый взгляд могут показаться второстепенными. Юлия признается, что научилась сразу определять, врет человек или нет, это заметно по его поведению, мимике и речи.

«Сначала я долго разговариваю, а потом сажусь печатать на компьютере. Если человек обманывает, то он путается, когда дает показания под запись, и потом сам понимает, что загнал себя в ловушку, – рассуждает девушка. – В такие моменты обычно во всем признаются, потому что понимают, что при назначении наказания учитывается содействие следствию, и лучше рассказать правду. Иногда мужчины плачут на допросах, хотя я на них не давлю, просто они выпускают накопившиеся эмоции».

Капитан юстиции добавляет, что не верит в искренность раскаяния многих преступников:

«Почти всегда люди говорят, что не виноваты и не хотели убивать. Конечно, не все, нанося удар ножом, понимали , что потом человек умрёт. Наверное, возникает одномоментное желание сделать больно любым удобным способом. Однако искреннего раскаяния не видела ни у кого, все до последнего находят оправдания».

Делают комплименты и зовут замуж

С 2016 года Юлия Охочая работает следователем самого большого района Барнаула – Индустриального. Здесь специфика отличается от работы в районах Алтайского края. В сёлах больше бытовых преступлений, а в городах – налоговых и должностных. Смена курса не расстроила девушку.

«Знаете, как говорится, скучно мне не бывает. В числе первых дел было травмирование ребенка на карусели рядом с детским садом, затем были и убийства. Например, в 2018 году мы за неделю возбудили 5 уголовных дел, причем два из них были в моё дежурство. Утром я поехала на двойное убийство, а вечером произошло еще одно. Даже криминалисты шутили о том, что, если моя смена, значит, жди происшествий. Постепенно все к этому привыкли, а когда вышла замуж и сменила фамилию с Яблинской на Охочую, то в моё дежурство ЧП стало меньше», – отмечает следователь.

Следственный отдел по Индустриальному району. Фото: АиФ/ Константин Санталов

По словам капитана юстиции, неправильно думать, что работа следователя больше подходит мужчинам.

«Это распространенный стереотип, на самом деле в СК много женщин, и это здорово. В случае работы с документами мы более усидчивы, – считает Юлия. – К тому же многим людям проще раскрыться девушке, особенно если дело касается сексуального насилия. Многие стесняются назвать детали мужчине, а вот при общении  женщиной становятся более откровенными. К тому же, мне кажется, что от природы у нас больше мягкости и нам проще расположить к себе».

При этом девушка признается, что иногда ее внешность играет с ней злую шутку. На первых порах многие преступники делают комплименты, признаются в любви или даже просят выйти за них замуж, однако Юлия жёстко пресекает такое  и чётко соблюдает личные границы.

«Никакого общения, кроме рабочего, не было и не будет, – подчеркивает следователь. – Важно держать дистанцию и сразу показывать это человеку».

«Эту работу нужно любить, по-другому никак»

Супруг Юлии Максим также работает следователем.

«Мне очень повезло с мужем, например, я не должна объяснять, почему пропадаю в отделе по вечерам и куда еду ночью, – признается девушка. –  Супруг понимает всю мою работу, иногда мы советуемся и помогаем друг другу. Максим может сказать мне всю правду и позволяет посмотреть на себя со стороны. Конечно, рабочих моментов мы касаемся не очень часто».

Юлия с супругом Максимом. Фото: Пресс-служба СУ СКР по Алтайскому краю

Следователь добавила, что супруг не боится отпускать ее на работу, потому что знает, что она может постоять за себя.

«Во время службы страшно никогда не было, меня вообще сложно напугать. К тому же, находясь в моменте, просто не думаешь об этом. Да и знаете, тут, если покажешь страх, то тебя задавят, нужно всегда оставаться начеку. Вспоминая старые истории, когда я лезла в самое пекло, думаю, что были риски, но тогда такая мысль не приходила в голову, просто делала свою работу».

Свободное время, которого бывает не слишком много, девушка проводит в компании с мужем. Семья часто выбирает активный отдых. Также девушка любит готовить, особенно печь торты. Кроме того, иногда смотрит детективы и криминальные сериалы. Среди любимых «Ментовские войны», «Метод» и «Следственный комитет», который снят на основе реальных уголовных дел и показывает работу правоохранителей такой, какая она есть.

«Многие посмотрели сериал «След» и думают, что, например, экспертизы проводятся за несколько секунд, и тебе могут сразу же назвать причину смерти. В реальности это не так, а некоторые барнаульцы насмотрятся и требуют от нас подобного. Когда начинаешь объяснять, как всё устроено, то сильно удивляются, понимая, как всё сложно. Вообще мы каждый день общаемся с людьми, а они очень разные и всякий раз нужно найти подход ко всем , что бывает непросто. Чтобы добиться результатов, эту работу нужно любить, по-другому никак», – резюмировала капитан юстиции.

Досье
Юлия Охочая родилась в Барнауле в 1992 году. В 2014 году окончила юридический факультет Алтайского государственного университета. Затем поступила на службу в Следственный комитет на должность следователя Павловского межрайонного следственного отдела в 2014 году и в качестве старшего следователя Индустриального района Барнаула в 2016 году.