Любовь с первого валяния. Люди снова возвращаются к натуральной одежде

Шерсть каждый раз ложиться по-новому, предугадать, какой будет новая вещь невозможно. © / Анка Смагинян / АиФ

Когда мужчины оборачиваются на женщину, значит, в ней есть что-то маняще-прекрасное. А когда на женщину оборачиваются женщины, значит, что-то маняще-прекрасное есть на ней!

   
   

Лариса КАДИНА, фотограф и дизайнер, уже привыкла к заинтересованным взглядам на улице, в магазинах, в транспорте. Так же, как привыкла к вопросам о том, из чего сделана её куртка или жилет, юбка или брюки. Люди удивляются, услышав, что это – валяные из шерсти вещи.

Одежда с климат-контролем

– Лариса, почему войлок как материал вновь стал интересен?

– Сейчас всплеск интереса ко всему, что экологично: люди стали задумываться о своём здоровье, о здоровье детей. Опять же суперпопулярен стиль бохо-шик, который предусматривает использование природных цветов и оттенков и которому валяные вещи как нельзя более подходят. К тому же я не знаю материала, который лучше бы соответствовал климату Сибири, чем войлок. Летом – не жарко, зимой – не холодно. В тонкой валяной тунике я хожу в жару за 30 градусов и мне комфортнее, чем в хлопке или льне. А в невесомой валяной куртке и в валяном жилете под нею не страшен никакой мороз. Ну и, наконец, думаю, что наши женщины, которые любят одеваться интересно, стильно, со вкусом, уже не удовлетворены тем, что можно купить в магазинах. А в войлоке можно создать то, чего ни у кого нет. Мои ученицы с удовольствием носят такие вещи. Вообще скажу, что очень сложно остановиться на одной валяной вещи. Когда начинаешь носить войлок, то понимаешь, насколько это комфортно, как это нравится телу. Этот материал дарит ощущение тёплого обнимающего уюта. Поэтому женщины быстро подсаживаются на этот «войлочный вирус».

– Если войлок стал популярным, то, может, имеет смысл поставить производство на поток, вывести его из сферы ручного ремесленничества?

– Не думаю, что это нужно делать. Это эксклюзив и останется эксклюзивом. Ведь невозможно поставить на поток написание шедевров-картин: тогда они ценность потеряют. В войлоке в каждое изделие мастер вкладывает столько времени, сил, знаний! Валяние как ремесло постоянно развивается. Каждый мастер делает свои открытия, имеет свои наработки. Ими они делятся между собой, так что прогресс идёт мощно.

   
   

Дело не для ленивых

– В Барнауле несколько мастериц, которые занимаются войлоком. Вы «подпитываете» друг друга знаниями, опытом?

– К сожалению, в Барнауле нет такой сплочённой коалиции валяльщиц, как в Москве, Санкт-Петербурге, на Украине, в Белоруссии. У них там и клубы, и посиделки, и выставки, и мастер-классы, и разные выездные мероприятия. Показы проходят в больших залах с известными кутюрье. Например, Вячеслав Зайцев приходит. Валяльщицы с ним сотрудничают в плане разработки выкроек. Конечно, у нас в Барнауле всё развивается медленнее, но всё же развивается.

– У вас часто проходят мастер-классы. Нет опасения, что вот девушки научатся и конкуренцию составят?

– Да дай Бог, чтобы научились! Популяризация такого вида творчества только на руку валяльщицам. Ведь у каждой свой стиль, своё видение, свои возможности. А войлок настолько многогранен, что, если даже захочется повторить вещь, она всё равно получится другой. Две валяльщицы из одной и той же шерсти сделают уникальные вещи. Какая уж здесь может быть конкуренция! Людей-то у нас сколько и вкусов у них сколько.

Да, я люблю приглашать на обучение новых людей. Кто-то остаётся. Кто-то разочаровывается и уходит, потому что трудностей здесь много. Это специфическое занятие, совершенно незнакомое нам, ведь это не вышивка, не вязание, не шитьё, которое мы пробовали в детстве.

– А какие трудности ремесла отпугивают?

– Во-первых, валяние – дело не для ленивых. Здесь не прокатит: поделал, бросил, а через недельку вернулся. В процессе валяния бывают такие операции, когда нельзя прерываться. И на них требуется много времени. Во-вторых, раскладка некоторых изделий занимает очень много места. Например, жилет идёт с увеличением в 1,8 к реальному размеру. А процесс изготовления длится до 5 дней. Увы, не каждый может позволить себе дома несколько дней держать 2-3-метровую раскладку. Наконец, эта работа тяжела для тех, у кого проблемы с позвоночником и костями. На них идёт очень большая нагрузка, как и на те группы мышц, которые в обычной жизни у нас практически не работают. Недаром раньше те же валенки валяли только физически сильные люди. И делали в экстремальных для организма условиях – в жаркой бане, потому что шерсть сваливается именно в тепле, а в холоде она валяться не хочет.

Шерстяная интрига

– Шерсть капризная?

– Она с характером. Но под него можно подстроиться. Вообще подружиться с шерстью просто. Она сама подсказывает, какой хочет быть. Ей нужно довериться. Сильничать её не стоит. Никогда мастер, даже самый маститый, не скажет точно, как будет выглядеть готовое изделие. Это всегда волшебство. Не предугадаешь, как ляжет шерсть. Каждый раз будет всё по-новому. Поэтому когда мастер делает новую вещь, это всегда интрига, всегда волшебство.

– Вы любите делать работы для выставок или для повседневной жизни?

– Я за войлок носибельный. Люблю, чтобы его можно было бы надеть и выйти на улицу. Когда девочки ко мне приходят на мастер-классы, мы выясняем, какой у каждой из них гардероб и уже под него валяем конкретные вещи. Чтобы не было так: сваляла и потом не знаешь, что с этой вещью делать, с чем надеть. Я за практичность хороших вещей.

– А хорошие валяные вещи – дорогое удовольствие? Например, вот такой жилет, как вы сейчас делаете, сколько будет стоить?

– От 8 до 17-18 тысяч. Всё зависит от размера, качества используемого материала и от сложности задумки.

– А сколько валяная вещь служит?

– Убивает вещь неправильный уход. А при правильном уходе грамотно свалянную вещь можно передавать из поколения в поколение.

– Откуда у вас интерес к валянию?

– Помню, в детстве с бабушкой ходила на пимокатную фабрику за валенками. Там видела эти огромные станки, чувствовала этот запах шерсти и думала, что это очень сложно и вообще не для меня. А годы спустя увидела по какому-то каналу мастер-класс по валянию, решила попробовать. Попробовала и получилась любовь с первого валяния. Изделия сейчас валяют из хороших материалов, которые уже обработаны, не пахнут. Шерсть не надо мыть, чесать и трепать. И цветов масса – выбирай и твори.

Досье

Лариса КАДИНА.

Родилась в Змеиногорске. После окончания школы поступила в АГАУ. Окончила курсы дизайна. Увлеклась фотографией, известна в крае как фотограф-анималист. Валянием занимается несколько лет. Недавно с успехом представила свои работы на выставке войлочных изделий «Тёплое дело» в Государственном художественном музее края.