История Натальи (имя по понятным причинам изменено, а фамилию даже называть не будем) банальна до безобразия: приехала учиться в большой город, влюбилась, забеременела, надеялась, что избранник женится, а он… А он сказал: «Это твои проблемы!» – и исчез из её жизни навсегда. Аборт делать было поздно. Папа, человек деревенской закваски, бросил: «Где нагуляла, туда и иди, а нас не позорь».
Тогда ей казалось, что отказ от ставшего в миг нежеланным младенца – разумное решение проблемы. Ведь идти с ребёнком некуда, денег нет, работы нет, мужа нет. Но со временем, когда жизнь наладилась, она всё чаще думала об оставленном в больнице родном комочке. Придумывала, как её девочка выглядит, как говорит и смеётся, даже имя выбрала – Мила, Милочка, Людмилка. Только увидеть милую доченьку Наталья никогда не сможет: её давным-давно усыновили...
В туннеле проблем
Если судить по цифрам, то покажется, что это не самая масштабная проблема. По данным Главалтайсоцзащиты, в нашем регионе наблюдается явная тенденция на снижение количества отказов. Статистика учитывает количество отказов на 1000 рождённых детей. Так вот: если в 2008 году эта цифра составляла 4,9, то в 2012 году – уже 3,3.
Но отказные дети – проблема очень болезненная. И для общества, и для самих этих ребят, ведь далеко не у всех появится шанс быть усыновлёнными в хорошие семьи, многие до совершеннолетия будут воспитываться в казённых детских домах, да и для самих женщин, так и не состоявшихся как мамы, навсегда оставшихся лишь «биологическими матерями».
– Ни одна нормальная женщина не откажется от ребёнка, если её жизнь замечательная, – говорит Ирина СЁМОЧКИНА, психолог краевого кризисного центра для женщин. – На такой шаг могут пойти только те, кто находится в трудной жизненной ситуации и в данный момент не готовы к материнству. Они не знают, откуда взять помощь, где её попросить. Им кажется, что весь мир отвернулся, а окружающие только осуждают. Когда женщина находится в кризисе, у неё появляется туннельное мышление: она принимает определённое решение и считает, что другого выхода нет.
Кстати, распространённый стереотип, что неготовность к материнству демонстрируют «маленькие мамочки» – несовершеннолетние девчонки, ошибочен. Конечно, встречаются и такие, но в основном, по наблюдениям медиков и психологов, это женщины от 20 до 27 лет и даже более старшего возраста. У многих из них уже есть дети. Практически все отказницы – одинокие женщины.
Поиск ресурсов
Профилактика материнских отказов от новорождённых – это, прежде всего, поиск ресурсов для женщины и её ребёнка. Так считают сотрудники служб экстренного реагирования, созданных в трёх крупных городах края – в Барнауле (на базе кризисного центра для женщин) и в Бийске и Рубцовске (на базе комплексных центров соцобслуживания населения). По звонку из роддома к женщине, которая готова отказаться от ребёнка, выезжает мобильная бригада в составе психолога, юриста и социального работника.
Установить контакт с такими женщинами весьма непросто. Привыкшие к негативу в свой адрес, они не сразу доверяют словам о готовности им помочь и поддержать.
– Кроме психологических моментов в работе с такими женщинами важны и материальные вопросы, – говорит Ирина ПРИХОДЧЕНКО, специалист по социальной работе. – Они порой не знают, какие пособия положены женщине после рождения ребёнка, где их можно оформить, какие документы необходимо собрать. Если это многодетная мать, ей полезно знать, какие льготы у неё появляются. К тому же помимо положенного от государства есть ещё дополнительные материальные ресурсы.
Например, если доход ниже прожиточного минимума, в комплексном центре социального обслуживания населения можно получить продуктовые наборы, можно получать услуги молочной кухни, на выписку из роддома получить бесплатные комплекты для младенцев из 17 предметов. Те женщины, которым действительно некуда идти после роддома, могут воспользоваться услугой временного приюта. Срок проживания там 3 месяца. И за это время, как правило, находятся различные варианты: либо восстанавливается право на бывшее жильё, либо женщину с ребёнком принимают родственники. Безвыходных ситуаций не бывает! Выходы находятся – один, второй, третий…
Второе дыхание
А ещё несколько вариантов решения своих проблем женщина, окрылённая поддер- жкой со стороны и пониманием окружающих, способна найти сама. Были случаи, когда женщины за время, что находятся в приюте, успевают сдружиться и потом снимают жильё на двоих, причём одна из них устраивается на работу, а вторая нянчится с детьми.
У многих, переживших подобный мучительный кризис, словно открывается второе дыхание – женщина готова многое менять в себе и своей жизни, чтобы сохранить ребёнка. Вчерашняя напуганная «серая мышка», вышедшая из роддома в одном халатике и вьетнамках, через несколько месяцев удачно выходит замуж, капитально ремонтирует свой аварийный дом, устраивается на работу, замечательно живёт в полноценной семье.
– Для женщины очень важно, чтобы в неё поверили, чтобы у неё появились крылья, а уж полетит она сама, – убеждена Ирина Сёмочкина. – Когда в женщину верят и поддерживают, она горы свернёт ради своего ребёнка. Мы даём им свои телефоны, чтобы звонили, если станет тяжело. Но они редко звонят – не любят вспоминать о том, что хотели совершить, как сами признаются, глупый поступок.
За первое полугодие из роддомов поступило 54 сигнала об угрозе отказа от ребёнка. Удалось сохранить в родной семье 41 малыша. Не торопитесь считать остальные случаи неудачами. Не имеет смысла предотвращать отказ, например, в случаях, когда жизнь и здоровье ребёнка, если он останется в семье, могут оказаться в опасности. Очень часто женщины, ставшие жертвами насилия и предательства, переносят агрессию на нежеланного и нелюбимого младенца. Тогда усилия направлены на то, чтобы заявление об отказе женщина заполнила правильно, ведь если в нём есть фраза «с правом усыновления ребёнка», у маленького человечка появляется шанс попасть в нормальную приёмную семью и обрести заботливых маму и папу.
Мнение эксперта
– Семейным кодексом не предусмотрена статья «отказ от ребёнка», то есть фактически по закону отказаться от ребёнка невозможно. Тем не менее родитель имеет право написать заявление на отказ от ребёнка. При добровольном отказе от ребёнка мать не лишают родительских прав 6 месяцев – по закону ей даётся время подумать и, возможно, изменить своё решение. Если в течение этого срока женщина не забирает ребёнка (после роддома он помещается в государственное учреждение – дом малютки), то, по решению органов опеки, забрать ребёнка имеет право прежде всего его отец. Если и он этого не делает, то это право получают бабушки, дедушки и другие родственники. Лишение родительских прав производится через суд спустя 6 месяцев после заявления об отказе на основании ст. 69 Семейного кодекса.
Стоит подчеркнуть, что отказ от прав на ребёнка не означает освобождение от обязанностей: мать должна оказывать материальную поддержку, т. е. выплачивать алименты в размере 14 дохода или в твердой денежной сумме, установленной судом до исполнения ребёнку 18 лет либо до момента его усыновления на основании ст. 80, 81, 83 СК и Постановления администрации Алтайского края №423 от 12.08.2013 г. о прожиточном минимуме на ребёнка. Также женщине, решившей отказаться от своего ребёнка, следует знать, что после того, как она будет лишена родительских прав, она не сможет ни усыновить, ни взять под опеку ребёнка.
Мнение власти
– Работа по профилактике отказов ведётся с 2009 года и объединяет усилия мобильных бригад, социальных служб и учреждений здравоохранения. В отделениях временного пребывания для женщин с детьми раннего возраста в первой половине текущего года получили помощь 45 женщин и 55 детей. Также в крае работают шесть комнат дневного пребывания, где молодые мамы и дети проходят реабилитацию. Весьма востребованы услуги социальных пунктов проката вещей по уходу за ребёнком первого года жизни. В рамках долгосрочной целевой программы «Дети Алтая» запланировано открытие 4 временных приютов для женщин с маленькими детьми на 32 койко-места, 8 пунктов проката средств по уходу за ребёнком, 4 комнат дневного пребывания. К 2015 году службы по профилактике отказов от новорождённых детей будут работать в каждом административном округе края.
Разве сейчас война?
– Ни понять, ни оправдать женщин, которые отказываются от своих детей, я не могу. Нормальные родители ни от каких детей не отказываются, даже инвалидов забирают.
Что значит «трудная жизненная ситуация»?! А что нашим матерям и бабушкам в войну легко было? В сто раз тяжелее! Но детей не кидали на произвол судьбы. Более того, не- смотря ни на какие «жизненные трудности» (и голодали, и мёрзли, и одеть было нечего) принимали в свои дома сирот. Моя мама, которая в войну была подростком, часто рассказывала, как жители её родного села Паутово, что в Петропавловском районе, брали к себе ребятишек-немцев, родителей которых ссылали из Поволжья на Алтай в трудлагеря и которые здесь умирали. Потому что жалко, ведь это же – дети!
Мне кажется, что оставляют детей в «домах печали» либо незрелые умом малолетние мамы, либо по жизни незрелые сердцем и душой! Таким надо запрещать рожать – если в 20 лет нет чувства материнства, то и в 40 его не будет.
Смотрите также:
- Вырастить мужчину. О трудностях воспитания сыновей без отцов →
- Не рвите детей! В конфликтных разводах нет победителей →
- «Должномания» мешает отцовству →