Одни называют ребёнка с богатым воображением фантазёром, другие – врушей, одни восхищаются способностью мыслить необычно, образно, других раздражает уход мыслей от реальности. Воображение играет важную роль в любом творческом процессе. А в обычной жизни? Ответ на этот и другие вопросы нам дал Ярослав СОКОЛОВ, медицинский психолог высшей квалификационной категории.
Новые образы
– Какова природа человеческого воображения?
– Поскольку мы достоверно не можем сказать, что там происходит у животных, принято считать, что воображение – достояние человека. Воображение, наряду с памятью, вниманием и т. д. является психическим процессом и связано напрямую с наглядно-образным мышлением. Наглядно-образное мышление, в свою очередь, один из этапов формирования мышления в детском возрасте. И сущность воображения заключается не просто в воспроизведении каких-то образов, уже существующих в нашей памяти, а в создании новых. Поэтому воображение выполняет адаптивную функцию и рассматривается как одна из интеллектуальных способностей.
– Во всяком ли деле необходимо присутствие воображения?
– Воображение необходимо, когда речь идёт о творческом процессе; деле, требующем креативности. В действиях автоматизированных, предполагающих воспроизведение каких-то готовых схем, отработанных действий, воображение ни к чему.
– Опасаться ли родителям, когда их дети много фантазируют? Например, придумывают себе вымышленных друзей…
– Воображение, как и любой психический процесс, имеет границы нормы. В самом фантазировании детей ничего плохого нет. Даже наоборот! Развитое воображение – характеристика богатого внутреннего мира человека. Однако когда границы нарушены, речь идёт о так называемых иллюзиях, возникает повод обеспокоиться. Опять же, если мы опасаемся неких патологий, то о них стоит задуматься, когда фантазирование приобретает бесконтрольный характер, когда ребёнок перестаёт осознавать, что он именно фантазирует и начинает «видеть» воображаемое. Здесь уже речь идёт о галлюцинациях – расстройствах восприятия. К тому же если малыш активно фантазирует, придумывает себе друзей, это должно стать «маячком» для взрослых. Здесь воображение ребёнка выполняет компенсаторную роль. Говоря иначе, дети начинают придумывать себе то, чего им не хватает в реальности. Нужно наблюдать, чтобы активно фантазирующий ребёнок не «зафиксировался» в этом состоянии и не перешёл с ним во взрослую жизнь. Иначе есть угроза: человек «уходит» в свой воображаемый мир. В нём он – важный человек, а это значит, что теперь ему и стремиться-то ни к чему не надо…
– Как сильно развитое воображение способно сказаться во взрослой жизни?
– Есть сферы деятельности, где воображение не только не нужно, но и крайне вредно. Допустим, работа хирурга. Представьте такого доктора, активно фантазирующего на тему диагноза пациента! У воображения, как я говорил, есть и компенсаторная функция, и при отсутствии необходимой информации оно включается. Бог весть, что такой врач может вообразить, и какие последствия грозят при этом пациенту! И в быту чрезмерное воображение способно навредить. Например, родители с богатой фантазией: отпустили куда-нибудь своё чадо, а оно целый час не звонило! И начинается пытка как для самих фантазёров, так и для окружающих. Что же касается людей творческих профессий, яркое воображение у них крайне желательно. Именно оно, по признанию этих людей, как раз и является источником творчества.
Хочешь – развивай!
– Существуют ли люди с полным отсутствием воображения? И есть ли возможность его развивать?
– Да, конечно, такие люди существуют. И даже при полном отсутствии воображения развивать его можно. Хочешь – развивай! Для этого имеется множество методик. Другой вопрос: «А нужно ли это самому человеку?». Несомненно одно – наличие воображения значительно обогащает эмоциональную сферу личности.
– Воображение – врождённое качество? Связано ли оно как-то с наследственностью?
– Как и прочие психические свойства, оно частично зависит от наследственности, частично – от условий, в которых будет развиваться человек. О полной его наследуемости говорить нельзя; мы помним недобрую фразу: природа отдыхает на детях талантливых родителей. Известны и обратные случаи: в семьях с «обычными» родителями вырастают замечательные певцы, живописцы.
– Какова «техника воображения»? Как последовательно нечто придумывается, возникает в голове?
– Процесс воображения в отличие, скажем, от мышления изучен слабо. Однозначно можно сказать, что у творческих людей он носит неконтролируемый характер. Сами они отмечают, что в этот момент ими «нечто овладевает», происходит озарение. Кто-то называет это инсайтом, кто-то – вдохновением, кто-то снисхождением Музы. Но как это ни назови, происходит акт овладения, что, кстати, с точки зрения психопатологии не очень хорошо, потому что напоминает психические автоматизмы, так называемый «феномен овладения», который имеет отношение к некоторым психическим расстройствам. Что же касается исследований воображения, то практически все они проводились на основании самоотчётов самих испытуемых, а потому, мягко говоря, субъективны. Получается замкнутый круг – человек с ярким воображением рассказывает, как оно у него возникает. Тут уж о своих ощущениях говорят, кто во что горазд… Поэтому исследования по психологии воображения отличаются крайней скудностью. Не ясно, по каким критериям его оценивать, не говоря уже о каких-то этапах его протекания. Так что объективное научное изучение воображения – вопрос будущего.
Комментарий
– С воображением, наверное, рождаешься как с любой другой частью тела – ногой, рукой. Иногда идея приходит сразу в виде изображения в голове, иногда с помощью каких-либо стимулов (музыки, фильма)… Главное зацепиться за что-то, а дальше мозг уже сам дорисовывает сюжет к фотографии или рисунку, и я могу точно сказать – ДА! Это будет вот так! А иногда мозг понимает что чего-то не хватает и рыщет в поисках, но находит только спустя время. Это обычно выглядит так – открываю фотографию, смотрю на неё часами, через несколько часов пробую что-то делать, понять, чего не хватает, и так каждый день… Творческие муки! Как только получается достигнуть желаемого результата – эйфория! Но не надолго. Уже через пару дней начинает казаться, что надо делать ЕЩЁ лучше.
Смотрите также:
- Медицинский психолог Алина Дюкова: «Воля человека - это осознанная активность» →
- Ученые считают доброту достоянием эволюции →
- Единый вектор необходим? →