Скалолазание – спорт, высотный альпинизм – философия

   
   

Все выше и выше

– Василий, в детстве вы не планировали быть скалолазом?

– В школе я серьезно занимался гимнастикой, а в 11-м классе пришел в секцию скалолазания Юрия Пляскина – известного бийского тренера. Потом поступил в Томск, вступил в туристско-альпинистский клуб, продолжил занятия скалолазанием и начал осваивать альпинизм. В 2002 году впервые попал в горы – в ущелье Актру на Алтае, влюбился в горы и с тех пор делаю все, чтобы туда вернуться. Скалолазание у меня всегда получалось, всегда было мне интересно. А сегодня вхожу в сборные России по альпинизму и по ледолазанью, стараюсь участвовать во всех значимых чемпионатах, да и сам провожу соревнования. Тут с группой друзей 10-11 мая мы провели возле Саввушек в Змеиногорском районе фестиваль для скалолазов памяти Виталия Горелика. Этот новосибирский мастер спорта по альпинизму погиб в феврале 2012 года на К2 – российская команда пыталась совершить зимнее восхождении на вторую по высоте вершину мира. На наш фестиваль приехали спортсмены из 10 регионов, для которых мы заранее подготовили маршруты разной сложности.

– Знаю, что в Саввушках вы прокладывали маршруты с перфоратором на поясе?

– А как иначе? Спортивный маршрут должен быть почищен, убран мох, камни, чтобы его прохождение было безопасно. Есть разные виды лазанья. Традиционное – когда спортсмен страхует себя сам. Риск падения выше. Или подготовленный маршрут, с болтами через каждые два метра. Тут, при соблюдении техники безопасности, глубокие срывы исключены – лазанье не опаснее, чем поездка в автобусе.

– А вообще без страховки люди лазят?

– Лазят, но это отдельная история. Я уже такое лазанье не практикую – человек не бессмертен, есть ответственность перед семьей. Без страховки – это другой ментальный уровень и выбор человека – после долгой подготовки, восточных медитаций, чтобы совладать со своей головой.

   
   

– Чем вам запомнились соревнования нескольких последних лет?

– Много было интересного. Два раза попадал на международные соревнования на кубки мира и становился бронзовым призером – один раз за скорость, другой раз по сложность. В этом году, наконец, сдал норму на мастера спорта по ледолазанию – стремился к этому пять лет, всегда не хватала одного шага – четыре раза занимал 4-е места, а в этом году занял второе.

В 2012 году выиграл чемпионат России по альпинизму в техническом классе. Он проходил в Таджикистане на массиве Замин-Карор. На квалификационном этапе только нам и питерцам удалось пройти всю дистанцию до конца, что позволило нам выбрать самый интересный для нас маршрут – самый сложный, прохождение которого заняло три дня.

А в 2011 году ездили в Таджикистан и совершили там восхождение 6Б категории сложности на Пик Одессы по центру Северо-Западной стены за 45 часов. По дням у нас получилось самое быстрое восхождение. По рабочим часам – сравнимо с первопроходцами. Нам очень повезло с погодой. На самой горе ни дождя, не ветра не было. После обеда там солнце пригревает. Конечно, не жарко, в футболках не полазишь. Но в кофте или в куртке вполне комфортно себя чувствуешь. В последний день, когда вышли на вершину и увидели, что надвигается непогода, за три часа спустились вниз – дождь застал нас в конце спуска.

На горе горевать некогда

– Получается, вы на стене провели четыре ночи?

– Точно. Пока солнце – работаешь на маршруте. Солнце зашло – отдыхаешь. В стеновом альпинизме есть два подхода – если есть полки на стене – ночуешь на полках – сидя, лежа, как повезет. Второй вариант – брать с собой алюминиевую платформу. На нее натягивается палатка, которая подвешивается на стену. Мы платформу тащили, но ею не воспользовались – попались подходящие полки.

Маршрут у нас был очень удачный – самый «лазовый» на этой стене. С запасом брали еды и воды. Главное – вода. Без еды еще можно идти – у нас народ по две недели на шоколадках ходил – ничего, худели сильно. А вот без воды большая проблема. Даже если начать спускаться – не факт, что успеешь с такой большой стены – ведь при отсутствии воды работоспособность резко падает.

– Как проводят свободное время на стене?

– Рассматриваем красоты, думаем о своем, много шутим. Даже в плохую погоду находишь положительные моменты – думаешь, что природа дает тебе возможность преодолеть себя. В общем, все как в обычной жизни. Я чувствую себя на стене достаточно комфортно. Также как и на работе, когда вишу на веревке. Делаешь все правильно и спокойно работаешь. Нет страха – сколько можно бояться? Побоялся-побоялся, да успокоился.

– Пик Одессы – 4810 метров, а какой максимальной высоты вы достигали?

– 5400 метров, когда ходили в Фанские горы. Там восхождение было немного другое – часть маршрута – стена, а потом по шапке ледовой. Но к высоте я пока не стремлюсь. Нет желания особого. К высотному в основном приходят после 35 лет – никогда не поздно им заняться.

Скалодром для себя

– Вы у себя дома сделали свой скалодром. В городе с ними проблемы?

– Проблемы со скалодромами есть. По сути, есть только одно место – в «политехе», где можно заниматься. Но надо выбирать время. А дом есть дом – в любое время, днем, ночью, создаешь разные стенки и лазишь по ним, моделируешь любой маршрут.

– В тренерскую работу не тянет?

– Пробовал заниматься тренерской работой, но она почти бесплатная. Чтобы обеспечить семью, работаю в промышленном альпинизме. Время остается только на самые основные занятия.

– Как край смотрится на фоне других регионов по скалолазанию?

– Со скалолазанием в крае ситуация не плачевная, но и хорошей ее назвать нельзя. У нас не самый худший скалодром в Сибири, но чувствуется нехватка тренеров. И недостаток мотивации у занимающихся. Чтобы выйти на хороший уровень нужно много работать. А желающих нет. Сотни хотят заниматься, десятки занимаются – более 50 человек тренируются в «политехе», но серьезные результаты показывают единицы – человек семь по краю. Вероятно, так обстоят дела в любом другом виде спорта. У нас скалы, на которых можно полазить, находятся в 300 километрах от Барнаула. И многие вообще туда не выезжают. В общем, уровень скалолазания и альпинизма в крае мог бы быть и повыше.

– Где лазать в крае?

– Мест немного, но есть. Те же Саввушки – активно развивающийся район. Усть-Сема в Горном Алтае. Есть интересные участки в Турочаке. В любом случае, все находится не близко, и на каждые выходные туда не наездишься.

– Какими качествами должен обладать альпинист и скалолаз?

– Положительными качествами. Надежность, уверенность в себе, умение доверять другому. Плюс желание работать над собой. А на высоких категориях сложности нужно уметь находить общий язык с напарником, понимать его с полуслова. Благо у нас традиции коллективизма в альпинизме еще сильны с советских времен. Но растет новое поколение, которое хочет работать только на себя. Не знаю, как это отзовется.

 

Смотрите также: