Вне нормы – выше нормы
– Нередки ситуации, когда взрослые настойчиво стремятся реализовать в детях самих себя; «сделать» их тем, кем когда-то мечтали стать, но по каким-то причинам не стали сами. Далеко не факт, что привлекательные для родителей направления деятельности интересны их ребенку.
Как и не факт то, что у ребенка в принципе есть способности к этим родительским «пристрастиям». В намерении родителей сделать из ребенка гения, показать и доказать всем, что он – гений, кроется и еще одна угроза.
Насильственное водружение на стул и приказы петь, читать стихи перед публикой, могут сформировать у малыша весьма непривлекательные черты: демонстративность, уверенность в своей особенности.
Финал может быть плачевным: у не оправдавшего надежд «юного гения» формируется либо комплекс неполноценности, либо комплекс превосходства.
– Так что же такое одаренность с точки зрения науки?
– Я определил бы одаренность, как качество, превышающее статистическую норму и дающее (способное дать) человеку преимущества в какой-либо сфере. Очень часто под одаренностью понимается способность именно к творческой деятельности. Возможно, только в этом случае корректно формулировать одаренность как некую аномалию.
История показывает, что гений, продукты его творчества – это всегда отход от нормы, выход за ее пределы. Некоторые психологические особенности, такие как формирование неожиданных ассоциативных связей, выражены именно у шизофреников и у здоровых людей с повышенной «творческой жилкой».
– Что касается своевременного выявления способностей ребенка, то для этого существуют психологи. В данном случае, оптимальный вариант – работа именно с педагогическим психологом.
Грамотный специалист посредством хорошо разработанной системы тестирования поможет определить, к каким сферам деятельности предрасположен ваш малыш, в чем заключаются его специальные способности.
В настоящее время широко и успешно применяется тест американского профессора Дж. Холланда, основанного на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека и призванного помочь выбрать профессию. Одаренный = гениальный?
– Обосновано ли с практической точки зрения разделение понятий «одаренность», «талантливость», «гениальность»?
– По моему убеждению, это разделение не научно. Оно, бесспорно, весьма удобно в обыденной жизни. Говоря, что человек «одаренный», «талантливый» или «гениальный», мы действительно тем самым словно выражаем меру его способностей в чем-либо. Но для специалиста это непринципиально.
Есть задатки, с которыми человек приходит в этот мир, но будут ли они реализованы, с какой полнотой, зависит от многих причин, и, главным образом, от социального окружения, в которое попадет человек со своими способностями. Кроме того, воплощение потенциала одаренного человека сильно зависит от его личной мотивации; от того, как упорно и охотно он будет развивать и совершенствовать свои способности.
Интеллект против творчества?
– Почему талантливый человек, как правило, талантлив во многих сферах?
– Гипотез на этот счет много: психологи говорят о так называемом G-факторе, от которого зависит успешность личности во многих сферах.
Однако соотношение между интеллектуальным уровнем и креативностью показывает, что «согласуются» они друг с другом только до определенного уровня.
Говоря проще, пока IQ человека просто высокий (до 120 баллов), интеллект и творческие способности человека «соседствуют» в нем.
Как только превышает IQ уровень 120, креативность, как ни печально, сходит на «нет». И творческие проявления такого суперинтеллектуала могут ограничиваться отгадыванием кроссвордов…
Счастливое «совпадение»
Гимназия № 42 давно и заслуженно является своеобразной «кузницей талантов». Недавно из Курска со Всероссийской олимпиады по химии с победой вернулся Виталий Шорохов.
Его педагог и наставник, учитель химии Олег Николаевич Кравцов рассказывает:
- Уровень задач был очень высоким. Скажу уверенно, что 80% студентов навряд ли справились с этими заданиями. И вот мы победили!
- Как вы обнаружили способности Виталия к химии? Вообще, интересно, как происходит этот момент осознания у педагога: «Вот он передо мной – талант!».
- Как – то Виталий подошёл ко мне после занятий, задал вопрос. Я его пригласил походить в мой кружок. Очень скоро мне стало ясно, что никогда прежде я не сталкивался со столь увлечённым человеком.
По – моему, одарённость - это сочетание нескольких компонентов: 1) способностей; 2) желания этим заниматься; 3) умения трудиться; 4) благоприятного окружения. Причём подчеркну, что это не слагаемые, а именно множители!
Если убрать хотя бы один(!) из компонентов, то не будет ничего! У Виталия, к счастью, всё это совпало.
- Как вы считаете, отличается чем – то, помимо своих способностей, ваш ученик от сверстников?
- Что такое, по большому счёту, талант? Благоприятная мутация, аномалия, отклонение. Это не может не сказываться в особенностях поведения, в трудностях социализации. Впрочем, что касается моего ученика, то у него с этим вполне нормально. Конечно, он своеобразный. Талантливый и упёртый.
Наша гимназия и её ученики ведь во все времена уважали «умных». Ну, подсмеиваются, быть может, шутят на его счёт: «Вот, мол, наш гений!» Но, без сомнения, уважают.
Сам Виталий утверждает, что не чувствует со стороны товарищей никакого «особенного» отношения: ни зависти, ни злобы, как и не ощущает никакой своей «избранности» и непохожести:
- В классе общаюсь со всеми. Есть два друга.
- А вообще, как полагаешь, отличаются ли чем – то в быту, в повседневном общении одарённые люди?
- Культурный человек, как правило, ищет для общения близкую ему по духу среду. В ней, среди равных себе, он не будет чувствовать себя «не таким».
Звёзды сошлись!
У заслуженного работника культуры РФ Абрина Олега Ароновича учеников, проявивших себя как яркие дарования, а часто – ставших настоящими звёздами, десятки. Среди них: Антон Сёмке, Татьяна Крячкова, Дарья Кулишкина, Степан Мезенцев, Пётр Каменных и много других.
По признанию самого маэстро, искру таланта в начинающем музыканте не всегда легко распознать даже опытному педагогу:
- Случается, что ребёнок, в котором первоначально мы угадывали большое музыкальное будущее, со временем словно «угасает». И, напротив, то и дело бывает так, что в обычных детях, с нормальными средними задатками вдруг прорывается талант. Педагогический опыт подвёл меня к мысли, что реализованный талант – сумма составляющих.
Помимо природных данных, звёзды должны сойтись так, чтобы у ребёнка вовремя заметили способности, чтобы его отдали, например, в спортивную секцию, а не в музыкальную школу, если к спорту у него больше задатков.
Немалую роль в том, чтобы талант состоялся, играет заинтересованность родителей. Характер имеет значение - Думаю, не ошибусь, что необходимо обладать определёнными чертами характера.
Яркий пример – моя Таня Крячкова. Девочке 13 лет, но уже сегодня она может сыграть скрипичное произведение практически любой сложности. Татьяна дважды становилась призёром Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик», побеждала примерно в десятке музыкальных соревнований мирового уровня, выступала с оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Фонд Спивакова подарил моей ученице две скрипки.
Для того, чтобы играть на том уровне, которого достигла Таня, нужно иметь скрипку, на которую нам просто не найти денег. Фонд Спивакова – один из немногих, реально помогающих детям; причём не только музыкантам, но и танцорам, художникам.
Когда Таня была маленькой, у неё был очень резкий характер. Теперь я понял, что качества, казавшиеся недостатками, на деле были достоинствами. Девочка не играла бы так, как она играет: эмоционально активно, темпераментно.
Но, пожалуй, главным в раскрытии таланта человека является наличие хорошего педагога. Грамотный педагог грамотно «ведёт» ребёнка, знает, на какую «клавишу нажать», чтобы способности проявились в полной мере.
Вот, к примеру, мой другой мой ученик, ставший известным, - Степан Мезенцев. У Стёпы с самого раннего возраста проявлялись большие способности, но я видел, что он, в силу своих пристрастий и «подвижности» характера тяготеет не только к академической, но и к джазовой музыке.
Я очень доволен, что не стал тогда пытаться «ломать» его. Как показала жизнь, он нашёл именно свою стезю и ярко, талантливо идёт по ней. Педагог, который перестал учиться – умер как педагог.
Смотрите также:
- Эльвира Россинская: Приобщение к музыке важно для будущего каждого ребенка →
- Педагог Виктория Чабан о современных детях и социальном расслоении →
- Главное – медаль от жизни →