Суд на «свой» манер: Начнут ли дети бесконтрольно «доносить» на родителей и учителей?

Что такое ювенальная юстиция? Предпринимались ли попытки апробирования ювенальных технологий в Алтайском крае? Нужна ли вообще ювенальная юстиция? И если все-таки да, то зачем?

   
   

На эти вопросы отвечает доктор юридических наук, профессор, криминолог, Председатель Общественной палаты г. Барнаула Равиль Абызов.

Двусторонний подход

– Хотелось бы определиться с понятием «ювенальная юстиция», в которое разные люди вкладывают разный смысл.

– У данного понятия действительно множество толкований, большая часть которых непонятна населению. Я бы сказал, что ювенальную юстицию следует рассматривать с двух сторон.

С одной стороны, как средство борьбы с преступностью несовершеннолетних, с другой – как способ охраны их прав и законных интересов.

– Каковы основные функции у создаваемой системы?

   
   

– В первую очередь правосудие по преступлениям, совершенным несовершеннолетними либо в отношении них, а также контроль за исправлением несовершеннолетних преступников.

Помимо правосудия ювенальная юстиция занимается профилактикой детской преступности и преступлений против детей, социально-психологической реабилитацией, социальной защитой семьи и прав ребенка.

А судьи кто?

– Что касается последнего, то, на мой взгляд, эта сфера и есть объект особенного неприятия обществом. На экранах телевизоров все чаще появляются леденящие кровь сюжеты о самоуправстве органов опеки и соцработников. Кому-то, что-то показалось: то холодильник недостаточно полон, то квартира тесна – и, раз, ребенок изымается из семьи.

Противники ювенальной юстиции говорят, что ее введение даст неограниченную возможность вмешательства разнообразных структур в дела семьи, а в конечном итоге ведет к разрушению института семьи как такового.

У людей возникает естественный страх перед тотальным контролем органов опеки над семьями и боязнь того, что ювенальный суд начнет вершить судьбы детей и их семей...

– Самоуправства в российском обществе хватает во всех сферах жизни. Бездеятельность в этой сфере законодательных, исполнительных и судебных органов, к сожалению, потворствует злу.

Подобные ситуации происходят там, где самоуправству нет достойного отпора, где нет гласности и публичного его осуждения. Для органов опеки и попечительства достаточно грамотно прописать их полномочия, установить надлежащий контроль за их деятельностью, законодательно четко определить критерии изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить возможные злоупотребления.

Я считаю, что общественность относится к этой проблеме с преувеличенным страхом и прежде всего потому, что недобросовестные СМИ превратно и истерично нагнетают недоброжелательную обстановку вокруг нее.

– Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ предусматривает изъятие детей из семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Кто и на основании каких критериев будет решать, что именно в данной семье возникла трудная жизненная ситуация?

– Понятие трудной жизненной ситуации, к сожалению, обстоятельно и предметно нигде не прописано. Даются общие пояснения: постоянные конфликты в семье, злоупотребления спиртным, родительской властью, опасность нахождения ребенка в семье и т.п.

Увы, не всегда учитывается степень запущенности ситуации, не оказывается своевременная помощь по ее исправлению, а сразу же применяются радикальные меры. Здесь важно вовремя заметить эту самую жизненную ситуацию и поправить ее. И, кстати, конечное решение принимает только ювенальный суд.

«Взрослая» провокация?

– Обоснованы ли опасения родителей и педагогов в отношении того, что дети бесконтрольно начнут «доносить» на родителей и учителей в связи с введением системы ювенальной юстиции? Имеет ли под собой почву страх, что авторитет родителя, учителя будет полностью утрачен?

– Уверен, что авторитет человека зависит от его личностных качеств: воспитанности, честности, порядочности. Даже самые «отвязанные» ученики по-разному ведут себя с разными учителями. Зачастую учитель привык, чтобы его уважали только за то, что он является таковым.

Уважение по большому счету нужно заслужить, заработать! О неприглядных фактах поведения взрослых в отношении детей общество должно знать, чтобы вовремя предотвратить суицид ребенка, не допустить побег его из дома и т.п.

Криминологи утверждают, что латентность преступлений в отношении несовершеннолетних достигает до 90%, поэтому реальной картины по насилию и жестокому обращению с детьми никто не знает.

К тому же, чтобы дети специально доносили на родителей или учителей никто не призывает, не требует этого и ювенальная юстиция.

А заявления детей на взрослых мы сами порой провоцируем: в одном случае своим недостойным поведением, в другом – некомпетентными рассуждениями на счет, нужна или не нужна ювенальная юстиция в России.

– Справедливо ли опасение, что при введении ювенальной юстиции, пользуясь безнаказанностью детей, взрослые будут совершать преступления их руками?

– За такого рода действия существует уголовная ответственность взрослых, в частности ст.150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», ст.151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных деяний». В подобных случаях следует как можно мягче обойтись с подростком и максимально жестко наказать взрослого.

«Свой» подход

– Как обстоит дело с введением ювенальной системы в Алтайском крае?

– В крае на протяжении нескольких лет в 3-х районных судах пытались внедрять элементы ювенального правосудия, как и в некоторых других регионах, к сожалению, без особых успехов.

У нас эта тема потихоньку закрылась. Педагогическое сообщество, на мой взгляд, пока что не готово конструктивно обсуждать данную проблему; хотя имеются некоторые положительные отклики на ювенальную юстицию в российском варианте. Общественный родительский комитет в категорической форме не приемлет всякое упоминание о ювенальной юстиции.

Краевые законодатели пока что отмалчиваются, поскольку данная проблема не получила однозначного одобрения со стороны большинства депутатов Госдумы.

– Тогда каким он должен быть этот российский вариант ювенальной системы, чтобы максимально удовлетворить всех?

– Российский вариант должен быть разработан (но пока его нет) с учетом специфических проявлений российской действительности. Это традиционные семейные ценности: сочетание интересов детей и родителей, уважение младших к старшим, взаимопомощь родных и близких.

Следует также учитывать специфику нашей ментальности, которая обусловлена многонациональностью и культурологическими различиями российского общества. Главное в российском варианте ювенальной юстиции – это соблюдение равенства прав и законных интересов детей и взрослых (как это записано в Конституции РФ), без выделения приоритетов детства.

Через просвещение

– Есть ли необходимость создания ювенальной юстиции в Алтайском крае? Если да, то почему? Насколько мне известно, в части регионов попытка внедрения некоторых ювенальных технологий провалилась?

– Полагаю, что российская организационно-правовая система еще до разговоров о ювенальной юстиции уже содержала в себе ее элементы: специализация следователей и судей, Комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ОВД, органы социальной защиты и т. д.

Другое дело, что действующее законодательство требует усовершенствования, для начала хотя бы в части полномочий Комиссий по делам несовершеннолетних и ювенальных судов.

Сегодня же формы и методы взаимодействия многочисленных субъектов профилактики, как и механизмы контроля за поведением оступившихся подростков, практически не отлажены и неэффективны.

То, что объявлено «провалом» эксперимента в ряде регионов – не соответствует действительности. В некоторых из них были достигнуты определенные положительные результаты; в других – эти самые эксперименты проводились ненадлежащим образом.

Известно, что неспособность наладить работу дискредитирует любые передовые идеи. Лично я за ювенальную юстицию: за постепенное внедрение ее элементов в судебно-следственную, пенитенциарную и реабилитационную практику в работе с несовершеннолетними правонарушителями и детьми-жертвами.

К ювенальной юстиции необходимо продвигаться через разъяснение, просвещение, обсуждение, убеждение и только в российском варианте. Здесь не должно быть как спешки, так и бездумного осуждения ювенальной юстиции.

Смотрите также: