Почему взятых из детского дома детей возвращают обратно

Мечта каждого ребенка – жить с мамой и папой.

   
   

Усыновление – шаг в жизни серьезный. Государственные мужи, особенно на словах, его поддерживают, однако общество к усыновлению пока относиться подозрительно.

Одни видят в приемных родителях некоторую ущербность – мол, не могли своего ребенка завести, другие считают их меркантильными – ага, за государственными субсидиями погнались, третьи вообще считают странным желание воспитывать проблемного (других, якобы, в детских домах не бывает) ребенка с неблагополучной наследственностью.

На противоположном полюсе находятся те, кто считает усыновление актом великой жертвенности приемных, из-за этого почти святых, родителей.

Ошибаются и те и другие. По мнению руководителя «Дня аиста» Натальи Югонсон, усыновление – естественный способ пополнения семьи. И воспитание усыновленного ребенка – не кошмар, и не духовное подвижничество, а каждодневная родительская работа, дающая счастье, основанная на любви.

Второй день рождения

Общественная организация «День аиста» была создана в Барнауле в сентябре 2010 года. За основу была взята работа одноименной организации в Новосибирске. Сначала организация была площадкой для общения приемных родителей и психологов, затем появилась возможность создать на ее базе «Школу усыновителей», проводить совместные тренинги детей и родителей, встречаться в клубе свободного общения «Беседка». Подобные организации существуют во многих регионах России – люди стараются помочь друг другу, делятся опытом усыновления, ищут ответы на вопросы, которые возникают у тех, кто задумался о приемном ребенке.

   
   

Сегодня необходимость проходить обучение перед усыновлением прописана в законе. Основной организаций региона в этом является краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс». Там будущим приемным родителям дают необходимые правовые и медицинские знания. А пообщаться с теми, кто уже усыновил и растит приемного ребенка можно в «Дне аиста».

Если люди принимают решение об усыновлении, их приглашают на «Школу усыновителей» - это два месяца занятий, по разу в неделю. «Школу усыновителей» ведут как психологи, так и усыновители с опытом, врачи, юристы.

В организации есть и свои праздники – такие как День аиста – день, когда ребенок находит новых родителей. У каждой семьи День аиста свой – он празднуется как второй день рождения.

Хранить ли тайну усыновления?

По мнению психолога-консультанта Ирины Семенихиной, многие приемные родители хотят сохранить тайну усыновления. Но лучше не скрывать это от ребенка – он должен знать свою историю.

Существует миф, что если ребенка усыновить в первый месяц его жизни, то можно вообще забыть, что у него были другие родители. Но даже несколько дней без матери в начале жизни влияют на ребенка – это первичная травма. И если на это закрыть глаза, то пустота в душе ребенка будет заставлять его все время что-то искать. И если он не будет знать что это,  он будет пытаться заполнить пустоту какими-то другими вещами.

Другая проблема – жалость. Первая реакция при виде сиротки - поскорее пригреть и спасти. Подразумевается, что ребенок должен быть благодарен за это. Но ребенок – не собака, которая всегда будет верна хозяину, усыновление - процесс двухсторонний. Психологи уверены, что на этапе жалости потенциальных усыновителей надо останавливать и проучивать. Ибо с такой мотивацией потом трудно переживать адаптацию ребенка. Родительство – серьезная работа, а не разовый акт самопожертвования.

Перед набором в школу обязательно проходит собеседование с потенциальными усыновителями, чтобы понять,  что их волнует и по каким причинам они хотят взять ребенка из детского дома. И хотя мотивов не бывает хороших или плохих, специалисты должны знать, с чем пришел человек, зачем ему это?

Благодаря собеседованию на тренинге уже можно затронуть те темы, которые актуальны для конкретного человека. Некоторые, например, хотят усыновить совсем маленького ребенка, чтобы пережить радость общения малышом. Другие хотят ребенка постарше, чтобы уже не возиться с пеленками. Но в «Дне аиста» уверены, что свой ребенок найдется на каждого родителя.

Если человек еще не готов еще усыновить ребенка - отговаривать его не будут, но в результате тренингов он сам поймет, что ему еще рано об этом задумываться. Это тоже результат, ведь главное - предотвратить возврат ребенка в детский дом из семьи приемных родителей.

Чтобы этого не произошло, приемным родителям следует знать, что ребенок, принятый в семью проходит несколько этапов адаптации.

В адаптации приемного ребенка выделяют обычно три этапа. Первый – «медовый месяц», когда идет привыкание друг к другу, все хотят понравиться, ребенок спокойный и послушный.

Второй этап – «проверка», когда у ребенка начинают скалываться привязанности, он начинает понемногу доверять родителям и позволяет себя выплеск отрицательных эмоций - проверяет границы их терпения, хочет узнать, на что они способны и не вернут ли они его в детский дом. И на этом втором этапе многие ломаются. Не проученный родитель не знает возрастных особенностей детей и воспринимает такое поведение ребенка как отвержение.

Главное в этот период понимать, что такое поведение не патология, справиться с ним поможет помощь психологов и собственное терпение. Да и собственных эмоций в этот период не стоит пугаться – ведь учиться жить вместе приходится и родителям.  

Период «проверки» может длиться от трех до шести месяцев – в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Но после первого года совместной жизни обычно все приходит в норму и ребенок становиться самим собой – наступает третий, последний этап адаптации.

Чем плох детский дом

Главная проблема ребенка в детском доме – он не может прожить универсальные роли ребенка, матери, отца, бабушки, дедушки, которые видит в семье родной ребенок. У него нет моделей поведения для этого, представлений об этом. Поэтому большой процент детдомовских детей, вырастая, тоже отдают своих детей в детский дом.

Сегодня у воспитанников детского дома есть только робкая надежда, что их когда-нибудь заберут в семью. Но общество не может называться цивилизованным, пока у него есть детские дома. Но ребенок должен жить в семье – это аксиома. И попавший в детский дом должен знать, что у него обязательно найдутся мама и папа. Для этого приемное родительство необходимо сделать профессией, специально обучать этому. В этом уверены и родители, и специалисты общественной организации «День аиста».

Константин Ермолин

 

КСТАТИ

Перед усыновлением стоит ответить себе на вопросы:

- Почему я этого хочу, зачем мне это нужно?

- Что я хочу дать ребенку и что я хочу получить от него?

- Что будет с моей семьей через 5, 10 лет?

- Какие трудные ситуации могут возникнуть с ребенком, и как я буду из них выходить?

- Кто мне может помочь?

- Какие ресурсы я готов использовать, чтобы помочь ребенку?

- Одобряет ли усыновление моя родня, готовы ли они принять ребенка в семью?

 

Почему чай сладкий

В детском доме дети организованы, накормлены, здоровы, но как бы здорово не было в детдоме – они все равно хотят жить в семье.

По мнению психолога КГБОУ «Барнаульский детский дом «Приют»» Светланы Калмыковой, жизнь в детском доме не так уж безнадежно страшна,  как   считают многие. Детям устраивают красивые праздники,  помогают спонсоры и волонтеры…  Большинство  воспитанников физически  здоровы и сыты, - за этим целенаправленно следят воспитатели и медики.  

Но важнейшая  потребностей детей - потребность в эмоциональной привязанности не удовлетворяется, как и в  любом учреждении интернатного типа. Если по какой - то причине,  ребенок  вновь возвращается в детский дом из приемной семьи, - велик риск того, что у него вообще не  сформируется здоровая  эмоциональная привязанность.  Ребенок либо станет марионеткой,  постоянно зависимой от других,  либо колючим  «ежиком», не доверяющим  никому  в жизни.

У детей, живущих в условиях сложившихся  в детском дома,  на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. В результате этого формируются  такие качества, как потребительство, манипулятивность,  цинизм.

Дети, прошедшие  через детский дом,  создают  впечатление  психологически более  закаленных и  выносливых, способных  за себя постоять. Воспитанники  выглядят умеющими  подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях.  На деле это далеко не так.   Как правило, родственные отношения  - братья, сестры, бабушки, тети - находятся на очень низком уровне, поэтому  выпускник может  оказаться одинок и не ощутит себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. 

Выходя из детского дома, воспитанники часто выбирают  место, где их будут продолжать организовывать, опекать и давать готовый  «сладкий чай». .. Вкупе с повышенной протестностью и умением конфликтовать,   существует риск  найти  такое место – за колючей проволокой.  Поэтому так важно,  чтобы ребенок не задерживался  в казенном  доме надолго, а находил свою семью.                                                                           

Смотрите также: