Стремление к наживе пронизывает сегодня все сферы. Принцип наименьших затрат при максимальной прибыли реализуется многими. Не остались в стороне и управляющие компании, во главе которых стали энергичные бизнесмены, рассматривающие вверенные им в управление дома и их жильцов как источник доходов.
Наша газета уже писала о барнаульской управляющей компании «Взаимопомощь-Регион», возглавляемой бизнесменом Владимиром Виноградовым. Тогда принципами работы УК оказались недовольны жители дома на Ленина, 69, которые, в итоге, отказались от сотрудничества с ней. Но история не закончилась – недовольство компанией высказали жители еще двух домов – на Деповской, 25, и Строителей, 12.
Рецепты обогащения
Вообще управляющие компании далеко не первопроходцы в умении оставаться с приличным барышом. Способы обирания доверчивых граждан также придуманы не ими. Еще герои детского фильма про деревянного мальчика советовали «наврать с три короба», чтобы делать с объектом жульничества все, что захочется.
Так, одним из способов заработка у недобросовестных УК являются правильно составленные сметы, когда работы на копейку оцениваются на рубль. Сметы абсолютно непрозрачные, работы неподконтрольные, цифры произвольные. При ремонте дома жильцы не проверяют объем работ, не подписывают акты приемки. Зато в квитанциях на оплату управляющая компания пишет: «работы выполнены частично».
Другой возможный способ заработка УК – непрозрачные расчеты по коммунальным услугам – без разбивки по отдельным получателям расчетов, без указания тарифов и задолженностей. Например, УК «Взаимопомощь-Регион» принципиально не пользуется системой «Город», в которой прозрачны платежи, деньги перечисляются напрямую поставщикам услуг, плательщик может произвольно выбрать оплачиваемые ресурсы. Жителям Деповской, 25, и Строителей, 12, приходится платить за все сразу и только через УК. Понятно, что единственную цифру в квитанции можно рисовать любую.
По словам члена инициативной группы жильцов дома по Строителей, 12, Анастасии Рыжиковой, ситуация с коммунальными платежами в компанию Владимира Виноградова дошла до такой степени, что жильцы хотели наслать на «Взаимопомощь-Регион» аудиторскую проверку. Сейчас собственники квартир готовят ультиматум – либо Владимир Виноградов переходит с ними на расчеты по системе «Город», либо они отказываются от услуг его управляющей компании.
Третий возможный способ обогащения – банкротство предприятия с долгами. Собрав деньги с жильцов, управляющая компания может «забыть» их перечислить ресурсоснабжающим организациям. Если верить данным, предоставленным ООО «Барнаульский водоканал», то на 3 ноября 2011 года задолженность ООО «Взаимопомощь-Регион» за водоснабжение составляет более 2 млн рублей.
А по данным ОАО «Кузбасэнерго», с января по октябрь 2011 года начислено за теплоснабжение домов, находящихся в управлении УК «Взаимопомощь-Регион», 7 млн 724 тыс. 917 рублей 40 копеек, а оплачено – с января по октябрь 2011 года – чуть более 1,5 млн рублей При этом общий долг компании перед Кузбасэнерго, с учетом прошлых недоплат, – 12,9 млн рублей.
По словам жильцов Деповской, 15, не так давно Владимир Виноградов признался, что УК «Взаимопомощь-Регион» изжила себя, и что дому лучше перейти под управление другой его управляющей компании «Алтай». Возможно, у УК «Взаимопомощь-Регион» не за горами банкротство. Этого боятся и жильцы дома по Строителей, 12. Они опасаются, что в таком случае им по второму разу придется оплачивать все долги перед ресурсоснабжающими организациями.
Получает требующий
Поучительна история дома на Деповской, 15, который обслуживался УК «Взаимопомощь-Регион» с 2007 года. Полное согласие и мир между УК и жильцами наблюдался лишь в первые месяцы, затем что-то расстроилось, стало нарастать недопонимание.
До поры до времени градус конфронтации снижала председатель ТСЖ дома, находившаяся, по мнению жильцов, в добрых отношениях с Владимиром Виноградовым. Она защищала его от жильцов даже тогда, когда многим жильцам казалось, что работа по дому не делается. Однако весной этого года председатель уехала, ТСЖ было ликвидировано, и теперь жильцы разбираются с УК уже без посредников. У них сразу же возникло желание разорвать отношения с управляющей компаний.
Недовольство жильцы высказали коллективно и энергично. Это заставило Владимира Виноградова пойти на уступки. Чтобы не потерять дом, он в середине декабря предложил собственникам жилья перейти на более прозрачную систему оплаты коммунальных услуг (но все равно не через систему «Город») и составить новый договор обслуживания на устраивающих жильцов условиях.
По мнению одного из жильцов дома на Деповской, 15, Анатолия Сафронова, нет ничего удивительного в том, что управляющая компания пыталась зарабатывать, руководствуясь принципом наибольшей прибыли при наименьших затратах. Пока жильцы терпели неразбериху в оплате и расчетах – у нее не было оснований что-то менять. Но теперь, когда собственники заявили свои требования, УК будет вынуждена изменить свою работу, принять условия жильцов, повысить прозрачность обслуживания дома.
Смотрите также:
- Коммунальные мУКи. Обслуживание домов – это прежде всего бизнес →
- Битва за управление. Что влияет на выбор собственников жилья? →
- Не все управляющие компании одинаково полезны →