Покрывало бабы Дуси

   
   

Народное искусство для многих из нас всего лишь символ, нерасшифрованный, предания древней старины. В повседневной жизни, с нашими-то гонками, мы с ним не сталкиваемся. Не каждый может похвалиться бабушкиными сундуками, наполненными вышитыми сарафанами и рушниками, льняными скатертями со славянскими оберегами, самым непостижимым образом пережившими революции и раскулачивания, войны и выбросы ненужного хлама на помойку. Ну, а похвастаться умением вышивать, создавать берестяные туеса, владеть мастерством краснодеревщика – гвоздь бы умело забить!

Кому «память не отшибло»

Разговоры о сохранении национальной культуры, традиций прадедов остаются как всегда пустым звуком, так как народные истоки хранятся в семье, передаваясь от деда к внуку, от матери – дочке. В каких семьях, переживших хаос и забвение, живы предания древней старины?

Россия, как никакая другая страна, не сохранила, не хранит свои славянские традиции. На сегодняшний день – эту участь хранителей выполняют лишь музеи и редкие энтузиасты, которым «память не отшибло», передалось умение держать резец и пяльцы в руках. Ну а мы, не можем похвастаться частыми походами в музеи. В моде шопинги!

Но, нам всем сейчас предоставляется возможность прикоснуться к истокам, как в жаркий день к родниковой водице, посетив уникальную ретроспективную выставку «Декоративно-прикладное искусство Алтая. Традиции и современность в галерее «Кармин».

В экспозиции представлены произведения из музеев Барнаула, Рубцовска, Бийска. В выставке участвуют музей «Мир камня», более сорока мастеров, представивших на суд зрителям триста работ. Перечисление имен утомит читателя, но вы сможете познакомиться с произведениями современных мастеров: Ю. Безденежных, А. Потапова, В. Замятина, С. Дыкова, Е. Скурихина, Е. Бралгина, Т. Наговицыной, А. Парфенова, Т. Дедовой, Н. Шаниной и многих других. Для глаз – просто праздник, для души – услада, для ума – раздумья: чем мне-то похвалиться – из лыка, если что, лапти не сплету, самовар не распишу славянской вязью, скатерть-самобранку не вышью ни крестиком, ни гладью, да и кузнечным мастерством, уж точно, не владею.

Береста да прялки, братины да рушники

Народные костюмы, резные и расписные прялки, берестяные туеса и вышитые рушники из хранилищ ГХМАКа, Барнаульского и Бийского краеведческих музеев, а также из республики Алтай, Колывани, соединились в экспозиции с произведениями современных мастеров. Корнепластика, лаковая миниатюра, роспись по дереву, металлопластика, изделия из соломки, резьба по дереву, керамика и камнерезное искусство дополнены в экспозиции живописью и графикой А. Потапова, С. Дыкова, Ковешниковой, батиками Т. Дедовой, Ю. Кикоть.

   
   

Многоцветье красок, символов, оберегов, различных форм и материалов напоминают яркую мозаику, переливающуюся всеми цветами радуги. Расписные матрешки, панно, самовары, утицы Тамары Наговицыной, известного мастера, отражающего в своем творчестве древние славянские традиции, отличаются высокой техникой исполнения, продуманностью композиции. Она владеет всеми, известными на Руси, видами росписи: мезенской, хохломой, урало-сибирской, имея в багаже дипломы Семеновского училища, Загорского техникума игрушки и университет. А также бесчисленное количество учеников. Ее можно с полным правом назвать уникальным мастером, владеющим в совершенстве своим ремеслом.

Забытое ремесло

Искусство краснодеревщика в наше время - забытое ремесло. Необходимость возводить резные терема отпала. Но дерево притягивает. Юрий Безденежных создает утицы и братины в искомо русских традициях. Скифский звериный стиль также нашел свое воплощение в работах мастера. Необычное сразу привлекает нас – точная копия корабля викингов – творение рук Ю. Безденежных.

А для создания красивых необычных шляп, шкатулок, гордых коней, сумок надо всего лишь по полям, по долам собрать колосья да травы. Далее дело техники, умения, дошедшие до нас от прабабушек. Удивительную коллекцию изделий из соломки представила студия «Природа и творчество» под руководством Н. Громовой. Керамические произведения мастеров народного промысла «Турина гора» известны не только горожанам, но и россиянам. Расписные панно и вазы, скульптуры и посуда.

Каждое творение – индивидуально, неповторимо. Доспехи тюркских воинов и рыцарская перчатка, созданные кузнецом В. Замятиным, разумеется, сразу притягивают всех мальчишек и, конечно, мужчин. Кто не мечтал с детства примерить рыцарские доспехи и окунуться во времена средневековья? А этот волшебник может позволить себе не только примерять, но и создавать их. И вот здесь-то можно обзавидоваться. Такое ремесло «нахрапом» не осилишь!

Искусство батика устойчиво вошло в нашу жизнь. Отнюдь не все ходят в собственноручно расписанных сарафанах и шарфах. Но имя художника Татьяны Дедовой известно многим. На открытии выставки была представлена самобытная коллекция расписных костюмов, созданных двумя творческими союзами под руководством Н. Шаниной и Т. Дедовой. Роспись хороша тем, что она подчеркивает твою индивидуальность. Картины Ю. Бралгина на овчине просты по исполнению, где главенствует линия и форма. Такая же отточенная простота в росписях камней. Художник лишь придает природной форме изображение.

Приданное не из магазина

Скульптуры известного алтайского художника Сергея Дыкова несут в себе этническое начало. Они вобрали в себя дым древних эпох, олицетворяющих многогранную культуру Алтая, наполненную истоками скифов, тюрков… Декоративные украшения в экспозиции в традициях русских народных промыслов: с птицами и сиринами, солярными и аграрными символами, оберегами и славянской вязью.

Наши бабушки носили такие украшения, сделанные своими руками. Да и приданное готовилось в отроческие годы. Для нас сейчас – это произведения искусства, для славянок – рукотворные вещи, необходимые в быту, для вечерок и хороводов и, наконец, для свадьбы. А будущий жених под руководством деда и отца осваивал из года в год необходимые навыки: выковать меч и ножны, коня подковать, избу срубить и украсить резьбой конек крыши и ставни. Выставочными залами и галереями являлись ярмарки.

Вот где раздолье для всех ремесел! А вывод напрашивается сам – как ремеслом овладел, так и по жизни преуспел, или… Но нам готовить приданное не надо – прикупим в магазине. И доказывать свои умения не приходится. Все уже давно переведено на бумажки, в обиходе называемые деньгами. Но ремесло, как диплом, ни за какие монеты не купишь. Вот такие пироги.

Любовь Норгелене

Смотрите также: