Почему работник и работодатель не могут найти друг друга

   
   

В результате отбор прошли несколько человек, каждый из которых после пары-тройки месяцев работы один за другим уходили в туман… Поиск продолжается, – поделилась печалью моя подруга, работающая маркетологом в крупной алтайской компании.

Странная ситуация: казалось бы, кризис, безработица, угроза увольнений для тех, кто еще работает – в таких условиях дефицита в сотрудниках быть не должно. Между тем представители кадровых агентств отмечают парадоксальную тенденцию: безработных много, но и предложений работы на рынке труда «пруд пруди». Почему же работник и работодатель не могут найти друг друга? В чем причина несовпадений? В этом мы разбирались с нашими экспертами.

Амбициозность – враг?

Сначала мне пришла в голову мысль – раз специалистов, жаждущих обрести работу много, может, работодатели стали если не «вреднее», то разборчивее: повысили список требований к соискателям, строже стали оценивать опыт работы, наличие дополнительных знаний и т. д. Вовсе нет, – утверждает директор кадрового агентства Елена Макота.

– Ни в кризис, ни сейчас требования к работникам не изменились. Если это секретарь, то он должен знать документооборот, если менеджер – отрасль, в которой работает, иметь навыки продаж. Один из основных критериев, по которому работодатели сегодня делают выбор, – личностные качества. Очень много кандидатов, которые обладают колоссальным опытом, но не могут устроиться на рынке. Причины две: во-первых, они просто не могут себя продать и им нужно совершенствовать навык преподносить свои выгоды, во-вторых, у кандидатов завышены требования.

Елена утверждает, что сейчас очень много компаний, которым требуются сотрудники. И очень много безработных.

– Я бы хотела заострить внимание на этих безработных и причине несовпадения. Первый вариант. Приходит девочка-студентка. Опыта работы практически нет. Хочет зарплату от 15 тыс. руб., быть если не руководителем, то, как минимум, маркетологом. А пройти необходимые ступеньки, начиная с первой, она не хочет.

   
   

Второй вариант. Женщина, 49 лет. Опыт есть, прер- ванный стаж 2 года. Состоит на учете в службе занятости. Требования: оклад – 16 000, как минимум, менеджером по продажам быть не хочет, потому что «это напряжно», переучиваться не хочет, работать желает только в своей отрасли. Жесткие требования, при этом очень низкая обучаемость, но на словах желание работать. Она никогда не найдет работу, – констатирует Елена. – У людей завышенные требования. Соответственно их не берут. Они будут устраиваться очень долго, пока не понизят свои притязания.

Такая позиция ясна. Однако, что плохого, что люди хотят получать достойную зарплату, занимать желаемую ступеньку в профессиональной иерархии? А то, считает Макота, что, претендуя на хорошие должности, соискатели думают, «что мне может дать организация», но совершенно не задаются вопросом, «а что я могу дать компании».

– Да, я согласна, есть организации, не выполняющие обязательства. Но ситуация на рынке меняется, нечестные компании постепенно канули в Лету. Остались те, которые уделяют внимание сотрудникам и понимают, что это тоже – инвестиции, капитал. И они сократили штат безалаберных, безответственных сотрудников и оставили тех, кто несет ответственность, нацелены на результат и, если видят, что в компании есть какие-то проблемы, проявляют инициативу, думают, что могут в этой ситуации сделать.

Сегодня востребованы не аморфные кандидаты, а инициативные, ответственные, желающие брать на себя ответственность за результат. И они, я вас уверяю, больше двух недель без работы не сидят. А «прыгающие зайчики» – те, кто прыгают с места на место в поисках чего-то лучшего и нацелены только на то, чтобы от компании «брать» – остаются за бортом, – утверждает Макота.

Тезис на счет недобросовестных работодателей, канувших в Лету, конечно, спорный. Но то, что и работодатель, и работник должны думать не только о том, что могут друг у друга взять, а и о том, что могут друг другу предложить – безусловно. Главный совет, который дает Елена Макота – снизить свои притязания, проявить готовность пройти все ступеньки карьерного становления («до директора надо дорасти») и научиться преподносить свои профессиональные и личностные качества.

– Я бы советовала ходить на личностные тренинги, менять отношение к ситуации, учиться ставить цели. Хочешь ты быть директором, хорошо. Так построй свой стратегический план, займись целеполаганием: кем хочешь быть, что тебе для этого нужно сделать, куда идти, какие компетенции приобрести. Создай план на месяц, на три месяца, на год. А то порой ощущение такое, что люди живут в какой-то другой реальности. Ты директором просто так не будешь. И одного «хочу» очень мало, – считает Макота.

Компьютер – не ящик Пандоры!

Конечно, личностные качества важны, но помимо «благих намерений» немало и других составляющих. А кроме отсутствия желания «напрягаться» у соискателей сегодня есть еще один недостаток – компьютерная безграмотность. Да, как это ни странно, сегодня по-прежнему много людей, относящихся к компьютеру, как к ящику Пандоры. Причем значительную долю таких специалистов, как утверждает администратор учебного центра Анастасия Лавренчук, составляет молодежь.

– Для нас это удивительно, приходят молодые люди и начинают обучение с самых «примитивов» – знакомства с операционной системой, офисным пакетом Microsoft (Word, Excel, Internet), – говорит Анастасия Лавренчук. – Потом начинают осваивать спецпрограммы. Для бухгалтеров, кадровиков, секретарей, офисных работников – это 1 С. Для маркетологов, рекламщиков, пиарщиков, специалистов в сфере полиграфии, предпечатной подготовки – графические программы: Corel Draw, Adobe Photoshop, 3ds max.

Как утверждает Анастасия, специалистов, которым не хватает тех или иных специализированных знаний, сегодня много. Но этот недостаток вполне поправим. Центров компьютерных технологий сегодня в Барнауле много. Информацию о них можно найти и в газетах о работе, и в Интернете, и в кадровых агентствах, и на биржах труда, и во всевозможных справочниках (например, ДубльГИС). Главное – желание совершенствовать свой профессиональный уровень.

P. S. Закончить материал хотелось бы, процитировав Елену Макота: «Мне кажется, что безработица сегодня такова просто потому, что народ не хочет напрягаться. Вот сидеть бы на окладе и все. А к чему-то стремиться, чему-то учиться, интеллект подключать, инициативу проявлять… Чаще всего не хотят. Пока это не изменится, ситуация «много вакансий + много безработных» сохранится». Хотелось бы думать, что в ее мнении замешана большая доля профессионального субъективизма. Однако в любом случае, есть над чем подумать…

Смотрите также: