«Без шелухи»: как Алекс Неонардо стал священником

личный архив

Отца Александра Побединского из Барнаула многие в юности помнят как Алекса Неонардо. Это был его псевдоним. Рассказывают, он писал пьесы, искромётно разбрасывался афоризмами, вёл разгульную студенческую жизнь. Но однажды жизнь круто поменялась – сначала он надел военную форму, а потом - рясу. Бывший барнаульский спецназовец рассказал, почему поменял погоны на веру.

   
   

Прощай, оружие

Арина Колокольцева, АиФ-Алтай: Нет ностальгии по тому времени, когда жизнь была большой тусовкой?

Александр Побединский: Нет. И вспоминать не хочется. В наших творческих тусовках было много кривляния, гордыни, разврата, тщеславия. Там не было духовности.

 - А что скажете о времени, когда вы служили в спецназе, куда вы пришли в лихие девяностые. Тогда одни мужчины теряли опору, другие  находили её в малиновых пиджаках, кто- то в бандиты уходил…

 -  В «Легионе» я был погружен в воинское братство, интуитивно почувствовал там правду Божью. Я, двадцатилетний романтик,  искал тогда  смысл жизни, себя в этой жизни. Читал Канта, другие  философские книги. На службе в спецназе пришло осознание, что истину можно найти не только в книгах. Спецподразделения находятся между жизнью и смертью, на рубеже борьбы со злом. На этих лезвиях тот, кто начинал кривить душой, не удерживался. Там шелуха отпадает.

-  Щепетильный вопрос - вы же были на войне, приходилось целиться в противника. Были моменты душевного смятения?

- Нет, я не считаю это убийством. Солдат воюет за родину, за других людей. Это христианское воинство, защита Отечества. Я, конечно, тогда ещё ничего не понимал. Старцы говорят: «Когда на войне солдаты погибали, было видно, как их души поднимались». Когда солдат служит - он служит, не мародёрствует.

   
   
Фото: личный архив

Защитная молитва от матери

- Как вы пришли к вере и сказали «прощай» оружию?        

- Я долго искал Бога. В юности и Гурджиева прочёл, и Успенского, и Дзен изучал, но чувствовал, - не то.  В Доме у нас всегда была Библия. Но я стал читать её впервые в другом месте. Когда меня  первый раз отправили в горячую командировку в Чечню, мать написала защитную молитву на листке бумаги. А в поезде парень какой-то случайно - хотя, ничего случайного не происходит, маленькую Библию подарил. Я её под подушку положил, когда  просто ради интереса открыл посередине, сразу в глаза врезались глаголы - я был словно громом поражён, каждое слово жгло. После продолжал читать запоем на посту.

Фото: личный архив          

- Были ли у вас моменты Божьей помощи в армии?    

- В Чечне был случай, когда я шестым чувством ощутил смерть в окошке водонапорной башни, отшагнул за секунду до выстрела снайпера. А ночью приснилась Богородица: «Это я тебя спасла».  Ещё сон один был удивительный: по траве сверкающей зеленой пришла Божья матерь и говорит: «Проси Александр, чего хочешь». И я попросил чего хотел в тот момент: мне бы дом. А она  вдруг показывает на золотые купола...  Я удивился: «Где там мой дом?». Богородица со вздохом взяла сито бросила из него какие-то зёрна. И эти семена полетели мне в голову, в сердце… Видать, зёрна запали и проросли.

- Говорят, в вашем роду немало священников?

- Да, по линии мамы вообще интересная история. В «Ревизоре» Гоголя есть сцена, где Хлестакова спрашивают, уж не он ли   написал роман «Юрий Милославский, или русские в 1612»?  Этот  роман написал господин Михаил Загоскин, а в произведении  упоминается реальный персонаж – поп Еремей. Это мой героический предок - в 1612 году он собрал дружину, которая вела партизанскую войну с захватчиками-поляками. После победы  Еремея в честь Георгия Победоносца окрестили  Побединским.

Фото: личный архив

- Именно эту фамилию и вы стали носить недавно…

- Так всё сложилось, как Богу было угодно. Многие из потомков  Еремея служили в церкви. После революции моих прямых предков- священников выслали в Сибирь. Один из Побединских был репрессирован, погиб в лагерях. Бабушке только в семидесятых годах после очередного запроса пришёл ответ: «В списках живых не значится».

Удивительное дело: после революции в нашем роду на долгое время перестали рождаться мальчики. В двух поколениях были только девочки. Лишь в 1968 году появился я. И вот теперь я   служу в Знаменском храме. Хотя ведь я священником не собирался быть вообще. Пошёл в храм, чувствуя бездну несовершенства и греха.  Помните сказку  про гадкого утёнка? Вот он в отчаянии  подумал: пойду к прекрасным птицам, пусть они меня заклюют. И рванул к ним, а те приняли его к себе. Вот так и я пришел в церковь с открытой душой со всеми своими несовершенствами и меня приняли, а чуть позднее, когда мне предложили пойти в семинарию, я, не оглядываясь назад, пошёл учиться.

- Как отнеслись родные к резкому повороту в вашей судьбе?

-Мать сказала: «Слава тебе Боже!». Для жены, а она является кандидатом медицинских наук, преподавателем, известие было сюрпризом, что вот я, офицер, иду в священники… Но позднее она это приняла. И сын мой сегодня уже в Знаменском пономарит. Я сам недавно у отца гостил в Белгородской области недавно. Он - алтарник. Мама - тоже в Знаменский монастырь монахиней пришла.

«Спасти душу грешную…»

- Не могу не задать вопрос от своих молодых друзей. Они говорят -  как можно верить церкви, когда вот недавно привлекли священника за разврат? Что вы говорите, когда прихожане вас об этом спрашивают?

-Я понимаю недоумение людей. Здесь особый цинизм…Когда спрашивают, говорю: «Таких людей можно назвать христопродавцами». Всегда, пока существует мир, были такие. 

-Кроме обязанностей в монастыре, вы  опекаете находящихся в  СИЗО и пациентов краевой туберкулезной больницы для заключённых. Довольно часто мы слышим про службы в колониях, но насколько искренне там люди начинают верить?

- Здесь, как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Там тоже суета мирская спадает, как это бывает в армии, например. И человек приходит в церковь. В мире, я знаю, многие формально приходят, те же самые бывшие заключённые. В девяностые годы это было особенно заметно - навесят цепь золотую огромную, картинно крестятся…Ну что ж, пусть даже так. Иногда, начиная делать что-то формально, человек потихоньку втягивается в ритуал, и вдруг перед ним начинает что- то открываться. А в тюрьме люди идут к священнику не для формализма, а для утешения. И придя в храм, это немножко чувствуют. Многие каются, и бывает настоящее покаяние.

Досье
Александр Побединский родился 21 мая 1968 года. До недавнего времени носил фамилию Старокожев. Несколько лет своей жизни Александр Старокожев служил в «Легионе» - отряде специального назначения краевого управления Федеральной службы исполнения наказаний России. Александр был инструктором по рукопашному бою и огневой подготовке, воевал в горячих точках. В 2006 году ушел в церковнослужители. Сейчас является иереем Знаменского монастыря, носит фамилию деда священника. Женат, имеет сына.

Смотрите также: