– Назад меня не тянет, и я ни капельки не жалею, что уехала оттуда! – говорит Надежда СУРТАЕВА, бывшая жительница Хмельницкой области. – Причина? Вот она, моя причина, – трое детей, за будущее которых у меня на родине сердце изболелось…
Надежда Васильевна – украинка. А её муж родом с Республики Алтай. Потому-то и приехали они с Западной Украины сюда, поближе к «корням» главы семейства. Сейчас живут в селе Власиха под Барнаулом, в доме, который им предоставили родственники мужа.
Устали от агрессии
Начинать жизнь с чистого листа взрослым людям с уже, кажется, сложившейся судьбой, очень нелегко. Им, вынужденным уехать с насиженного места, было, что там терять: дом, нажитое имущество, многочисленных родственников и друзей, работу. Надежда, например, преподавала немецкий язык, была завучем школы. Но Суртаевы решили, что, если останутся, потеряют гораздо больше: их старшего 16-летнего сына грозили забрать в украинскую армию.
– Наше желание уехать в Россию, в Сибирь, под- держали и родные, и знакомые, – рассказывает Надежда. – И мы не пожалели, что сюда приехали. Словно в другой мир попали: никакой настороженности в наш адрес не чувствуем, никакой агрессии, от которой так устали. Даже сейчас мы её ощущаем: недавно у мамы, которая осталась на Украине, был день рождения, я ей звонила, чтобы поздравить, но поговорить нам не дали – разъединили…
Суртаевы подали заявление на участие в программе по переселению соотечественников, а неделю назад отнесли в миграционную службу заявление на российское гражданство.
– Говорят, мне стоит сходить в Пенсионный фонд насчёт материнского капитала, – улыбается Наталья. – Оказывается, возможности обустройства на новом месте есть, их немало.
Сейчас сама она работает воспитателем в детском саду. Их старший сын только что получил школьный аттестат. «Правда, ЕГЭ на «тройки» сдал! – сокрушается мама-педагог. – Но я не ругаю, понимаю, каково сыну было». Парень мечтает поступить в колледж, выучиться на автомеханика. И собирается в положенный срок пойти служить в Российскую армию.
Теперь детям можно всё: без страха гулять на улице, общаться со сверстниками, учиться… Единственное, чего им категорически не разрешает мама, – смотреть телевизионные новости про события на Украине. Слишком страшно и больно.
«Словно здесь родилась!»
Наталья НЕСТЕРЕНКО и её муж приехали в Барнаул из Луганска в апреле, когда в этом городе ещё было относительно тихо и спокойно. И теперь, когда смотрят телерепортажи о войне, пришедшей в окрестности Луганска, или когда удаётся поговорить по телефону с оставшимися там родственниками, понимают, как повезло, что вовремя уехали в Россию.
А решились на смену места жительства они потому, что в родном городе практически не было работы. Как признаётся Наталья, долго ждали, когда именно Алтайский край, где живут близкие родственники, станет участником программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. И как только это случилось, Нестеренко сразу же подали заявление на участие в ней. А после Нового года, получив долгожданные документы из России, стали паковать вещи, собираясь на новую Родину.
– Конечно, ехать в такую даль с Украины решатся не все, – рассуждает Наталья. – Лучше всего, если здесь есть к кому приехать – родственникам или знакомым, потому что поддержка, особенно на первых порах, очень важна.
Однако то, что поток её бывших соотечественников значительно увеличился даже в такой, довольно удалённый от украинских границ, регион как Алтайский край, женщина убедилась на собственном опыте.
– Я приезжала в миграционный отдел, что на улице Мамонтова, к пяти утра, чтобы занять очередь и успеть до вечера хотя бы консультацию получить, – рассказывает она. – Нам объяснили, что не хватает инспекторов. Столько народу собиралось! Кому патент нужно оформить, кому – временное гражданство, кому – ещё что-то. Все нервничали, кто-то пытался без очереди пролезть. Чуть до потасовок дело не доходило, охрану даже вызывали…
Наталья уверена, что здесь, в Барнауле, они с мужем найдут работу. Муж работал в отрасли тяжелого машиностроения, такие мастера всегда и всюду требуются. Да и сама она уже обращалась на многие барнаульские предприятия, вакансии есть.
– Мне в Барнауле очень нравится, – признаётся Наталья. – Я город вдоль и поперёк обходила. Родственники даже удивляются: «Ты Барнаул знаешь уже лучше нас». А я здесь словно родилась. И он мне чем-то Луганск напоминает – чисто, спокойно, уютно. Там раньше так было.
Украинцы на многонациональном Алтае – не редкость. В нашем регионе проживает 60 тысяч этнических украинцев. Это вторая после немцев диаспора Алтайского края. Станет братьев-славян больше – что ж, ласкаво просимо! Друзьям рады всегда. А если друзья попали в беду, всегда готовы и помочь, и поддержать, и кров предоставить, и хлебом поделиться.
Кстати
По данным региональной миграционной службы, с января 2014 года в связи с произошедшими событиями на территории Украины значительно увеличилось число обращений граждан Украины в УФМС Алтайского края по вопросу легализации. Так, по состоянию на 25 июня 2014 года по вопросу постановки на миграционный учёт обратились 566 граждан Украины, оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство – 132, оформления разрешений на работу и патентов – 127, предоставления временного убежища – 5, приобретения гражданства Российской Федерации– 41 человек. С заявлениями об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом обратились 37 граждан Украины.
Мнение эксперта
Дмитрий НЕГРЕЕВ, политический обозреватель:
– Когда речь идёт о беженцах, людях, бежавших от беды, то вряд ли уместно говорить о том, какие «плюсы» можно получить от их пребывания на нашей территории. Им просто нужно всячески помогать. Думаю, что и о «минусах» всерьёз рассуждать не стоит. Ведь речь идёт о людях, в основе своей русскоговорящих, с которыми у нас единая ментальность, история, культура. Конечно, риски всегда существуют. Но что обычно вызывает недовольство местного населения от пребывания «пришлых»? Когда те начинают вести себя неподобающим образом, агрессивно навязывают свои правила, неуважительно относятся к обычаям и традициям коренного населения. Либо когда беженцы совершают противоправные действия, становятся очагом криминальной напряженности. Избежать подобных рисков возможно, если органы государственной власти смогут правильно выстроить линию поведения в отношении беженцев.
Мнение власти
Ида КОЧЕРГОВА, начальник отдела по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами УФМС по Алтайскому краю:
– Граждане Украины, которые приезжают в РФ на время военного конфликта, не являются ни беженцами, ни вынужденными переселенцами. Эти статусы имеют правовые последствия, их присвоение является следствием политического решения..
УФМС России по Алтайскому краю принимает заявления граждан Украины на оформление разрешения на временное проживание, патента или разрешения на работу, предоставление временного убежища либо статуса беженца.
В приоритетном порядке принимаются заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Гражданам Украины, оформившим разрешение на временное проживание, разъясняется порядок участия в реализуемой в Алтайском крае программе «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013– 2015 годы, а также упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации. В этом случае они могут претендовать на компенсацию за переезд и провоз имущества, аренду жилья за полгода (не более 7 тысяч рублей в месяц в Барнауле и не более 5 тысяч рублей в месяц в других населённых пунктах) и пособие от 10 до 20 тыс. рублей на каждого члена семьи. Помимо этого переселенцам помогают трудоустроиться в службе занятости населения.
Они видели войну…
Наталья ПИТАХИНА, заместитель генерального директора ГТРК «Алтай»:
– Украина бежит. Нам, россиянам, в нашей сытой потребительской, а, главное, мирной жизни, трудно представить, что можно вот так, в одночасье, сорваться с места, оставить родные места, дом, нажитое годами и трудом имущество, может быть, плодоносящий сад-огород, где-то быстро взять денег, быстро собрать детей, близких и быстро – «пулей» – через границу. Чего бы ни стоило, убежать от собственного государства. Чтобы не стать вольно или невольно этим государством расстрелянными. Чтобы просто иметь возможность продолжать мирное и спокойное существование на Земле.
Наверное, такое не понять, даже если войти в образ и представить себя на месте жителей Луганской и Донецкой областей, на которых вдруг обрушилось настоящее горе – гражданская война.
Все мы читали в учебниках истории и литературных произведениях, слышали в пафосных речах политиков, как это страшно, когда брат убивает брата, но большинство – только слышали и читали. И не дай Бог, конечно, испытать. Но точно дай Бог, чтобы события, происходящие в братской стране, стали для россиян хорошим уроком истории, выучив который, мы стали бы к беженцам добрее, терпимее, без «понаехали тут».
Рискую показаться банальной, но считаю: то, что происходит – и все эти политические переговоры, и война украинских силовиков против ополченцев, и стрельба на границе с Россией, и бегство с Родины мирных жителей, – большая беда для Украины и её будущего. Самое плохое, что, как водится, «расхлебывать» сегодняшние ошибки и преступления придётся не одному поколению.
Смотрите также:
- Домашний агрессор: В течение пяти лет юная Таня терпела побои мужа →
- Юлия АРТЕМЬЕВА. Черно-белым. Место другого времени (рассказ) →
- Как жительница Новоалтайска оказалась в немецком гетто →