- Внедрение института "сити-менеджера" - это общероссийская тенденция. Начало было положено в 2000-х годах и связано это с построением вертикали власти. Но так как у нас муниципальные органы власти всегда воспринимаются не как органы местного самоуправления, а как продолжение властной системы, то естественно, когда мы переходим к всеобщему назначению, то наличие выборности становится не удобным.
Мэр по большому счету не подчиняется губернатору, ведь у него же работодатель не губернатор, как у губернатора - президент, а у него работодатель — население. И отсюда возникает конфликт двух форм формирования органов власти - вертикали на уровне государственных органов, и, по сути, взаимодействия с гражданами на уровне муниципалитетов. Поскольку вертикаль власти по определению не может существовать в условиях прерывистости, то есть она должна все пронизывать, то система назначения "сити-менеджера" очень удобна для нее.
С другой стороны наш современный режим стремиться свести к минимуму фактор непредсказуемости. Он всегда ориентирован на определенный результата. Один наш политолог говорил: "Наши выборы — непредсказуемая игра с предсказуемым результатом".
Поэтому фактор народного избрания сегодня сводится к минимуму, потому что как проголосует население — это всегда не очень предсказуемо. И если на федеральном уровне это можно еще как-то проконтролировать, то на уровне муниципальном, где выше уровень конкуренции, как показывает практика, не всегда выигрывают люди, удобные для вертикали власти. А назначение сити-менеджера за счет предсказуемого результата вписывается в эту тенденцию.
Если вспомним, процедура конкурсного отбора осуществляется комиссией. Она частично назначается из администрации края, городской думы, районного собрания депутатов и т.д. В принципе, круг выборщиков крайне сужен. И естественно, к конкурсу допускаются и выигрывают те люди, которые устраивают вертикаль власти.
Заведомо результат конкурса определен. В общем, еще раз отмечу, эта общая тенденция, которая прикрывается повышением эффективности управления. На самом деле, опять же, как показывает практика, никакая система не застрахована от неэффективного управленца. И выборы могут приводить эффективных и неэффективных управленцев, и конкурсная комиссия.
Напомним, что в Бийске власти стремятся как можно быстрее внедрить систему "сити-менеджера", поскольку проигравший на выборах Андрей Нагайцев вскоре может заменить действующего мэра Анатолия Мосиевского. А прихода к власти оппозиционного мэра (Андрей Нагайцев является членом КПРФ, - прим. ред.) краевая администрация и "Единая Россия" на Алтае допустить не могут.
Иначе они распишутся в своем бессилии и провале на политической арене. 7 сентября в администрации Бийска состоятся публичные слушания по вопросу "Внесение изменений в Устав города в части способа формирования органов местного самоуправления". По итогам слушаний в октябре планируется принять соответствующее решение на сессии городской Думы.
Смотрите также:
- Алтайские «единороссы» исключили из своих рядов бийского депутата Сергея Малюкова →
- В РА хотят ввести контрактную систему для муниципальных, руководителей? →
- Мэр или сити-менеджер? →