Эксперты оценили перспективы партий и кандидатов накануне выборов на Алтае

Антонина Позднякова / АиФ

   
   

Предвыборная активность на пороге. Вот-вот отовсюду с усиленным напором обрушатся на всех нас кандидаты всех уровней с обещаниями, призывами, лозунгами, некоторые даже с подарками. «АиФ-Алтай» решил спросить у известных аналитиков: каким они видят политический расклад в регионе на сегодня, и ждать ли нам каких-то сюрпризов 18 сентября.

Виктория КРАХМАЛЕВА, главный редактор ИА «Банкфакс»:

– Тон нынешней избирательной кампании, безусловно, задает возвращение одномандатных округов на выборах в Госдуму. Это одновременно образует интригу из-за реальной конкуренции на отдельных округах и усложняет задачу всем партиям, включая «Единую Россию», которая за последние избирательные циклы уже успела привыкнуть к легкой победе.

Добавила волнения кандидатам и сама нарезка одномандатных округов. Возьмем, к примеру, Рубцовский округ в Алтайском крае. Это большая по площади территория, которая теперь, благодаря «лепестковой» нарезке, включает в себя не только Рубцовск и несколько сельских районов, но и Индустриальный район Барнаула, где традиционно сильны протестные настроения. На выборах в краевой парламент в 2004 году в этой части Барнаула лидировал кандидат «против всех», что отлично характеризует настроения местного электората. И переломить эти настроения очень и очень непросто.

Надо сказать, что завоевать доверие избирателей сегодня в принципе сложнее, чем 15 или даже 10 лет назад. Стандартный набор предвыборных обещаний больше не работает. Люди устали от того, что политики обещают, но не делают. Поэтому в профите совершенно точно окажутся не те кандидаты, кто пообещал сделать больше других, а те, кто уже хоть что-то сделал. Пусть даже это очень локальная и адресная помощь. Стратегия малых дел актуальна для текущих выборов, как никогда!

Еще одной особенностью стали предельно скромные бюджеты: партии и их выдвиженцы экономят на всем, что только можно. Бывалые политттехнологи с ностальгией вспоминают многомиллионные выборные бюджеты прошлых лет. В этом году легендарных «чемоданов денег» нет и не предвидится. Многие кандидаты предпочли тактику прямых встреч с людьми, они минимизировали свое присутствие в прессе и колесят по городам и весям с минимальным набором агитматериалов.

   
   

Насколько это оправданно и скажется ли этот режим жесткой экономии на конечном результате? Полагаю, что «хождение в народ» в любом случае пойдет на пользу будущим народным избранникам, ведь для многих из них это единственная возможность узнать, чем живут и дышат рядовые граждане нашей страны. Есть вероятность (или скорее надежда), что после 18 сентября парламентская жизнь станет более конкурентной и разнообразной, но в целом соотношение политических сил изменится незначительно. По существу, все парламентские партии уже много лет играют в затяжном договорном матче, который продолжится и в ближайшую пятилетку.

Константин ЛУКИН, директор Центра политического консалтинга:

– В этом году, на удивление, кампания вялая. Партии и кандидаты, которые могли уже месяц назад вести работу, практически ничего не делают. Я думаю, что тут сказываются два фактора: лето и отсутствие людей, и кризис и недостаток денег. Эти факторы воздействуют на все партии и всех кандидатов. Основной завал от агитаций, встреч, вероятно, начнется с понедельника. До этого срока большую часть одномандатников от партий вообще не было видно на округах, и работы мало видно. Пока отсиживаются, экономят силы, готовят штабы и всё остальное, чтобы «ударно» поработать последние три недели.

О неожиданностях и сюрпризах. Не исключено, что в АКЗС мы увидим всё-таки пять партий. Есть очень большая вероятность, близкая к 100%, что АКЗС будет всё-таки пятипартийным. Здесь много факторов наложилось, в том числе и первое место в бюллетене той самой «пятой» партии, что дополнительно приносит голоса, плюс яркий лидер во главе списка. По остальным сложно сказать. Пока партии обозначили только лозунги и программы, с которыми идут на выборы, и на этом пока успокоились.

Большое значение будут иметь госдумовские выборы, потому что такого разнообразия партий давно не было. Плюс мы здесь не избалованы маленькими партиями, не видим никакой работы. Вот как раз госдумовская кампания в ближайшие три недели обещает быть яркой. Будет и что обсудить, и на что посмотреть. В первую очередь они будут стараться присутствовать либо в медийной сфере, либо в народной агитации. Вряд ли кто-то из них дотянется до конечного избирателя, но на уровне плакатов, баннеров, растяжек, бесплатных и платных публикаций... Сейчас по единицам можно пересчитать тех, кто ведет работу.

С чем будут сталкиваться партии и кандидаты в этот раз, так это с тем, что люди не интересуются выборами, не знают, какие и когда они будут, и не желают про них ничего слышать. Это та проблема, с которой партии, выйдя на агитацию, точно столкнутся. К сожалению, задачи узнаваемости они не решали заранее, за редким исключением. ЕР вела праймериз, плюс отдельные одномандатники достаточно бурно вели работу. СР, которая достаточно системно свою газету распространяла, плюс последние полгода пикеты проводила. Остальные партии баннерами обошлись, это максимум, это вся их работа.

Избиратели, те вообще не осознают разницу между выборами 11-го и 16-го годов, им кажется, что выборы – всё одно. У нас даже некоторые партии и кандидаты не понимают, в чем разница выборов в Госдуму именно по одномандатным округам и голосованием, которое было в 2011-м.

Михаил ГУНДАРИН, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы АлтГУ:

– Кампания, по сути, давно началась, но все отмечают, и я с этим согласен, что идёт она очень вяло. Многие кандидаты в депутаты собственно ещё не приступили к работе по своим округам. И ходят такие в околополитической среде анекдоты, что какой-то одномандатник в АКЗС собирается уехать в отпуск и даже уже билет купил. А почему? Расчет такой, что за него поработает партия. Мне кажется, что такой расчёт не верен. Потому что по раскладам, опросам, здравому рассуждению, на партийном ринге, скажем так, борьба предстоит достаточно острая. На выборы в АКЗС осталось пять партий тогда, когда в федеральном списке их больше десяти. Такой расклад, когда мало партий, повышает шансы заведомых аутсайдеров. И вполне возможно, что «Яблоко» наберет необходимое количество процентов. По стране у них задача будет сложнее, потому что придётся конкурировать с многими мелкими партиями.

Единая Россия, которая претендует на лидерство, я думаю, будет работать преимущественно за счет своего вождя. Думаю, что скоро мы увидим какую-то форму поддержки в идейном плане со стороны Владимира Путина. Тоже самое можно сказать и про ЛДПР, которая традиционно на своего вождя ориентируется. КПРФ и СР, чьи вожди не так авторитетны, придётся поработать.

Что касается конкуренции по одномандатным округам в Госдуму, их у нас четыре, то пока кандидаты как будто выжидают. Они активно работают «в полях», встречаются с избирателями, но чего-то такого, широкомасштабного, по сути нет. Хочу отметить, что многие партии и кандидаты развивают большую активность в социальных сетях. По сути, это новинка нынешней кампании. Говорю, как простой пользователь, это интересно. Вот мы читаем, как кандидат съездил в какую-то деревню, встретился с людьми на местах. Пишет о проблемах, снабжает фотографиями, по сути – пишет репортаж из глубинки. Не так часто мы это видим по ТВ, не так часто читаем в газетах. Кстати, АиФ – одна из немногих газет, которая про глубинку пишет. А здесь, пожалуйста, репортаж. Это читать, как минимум, интересно. Пока это делают только некоторые претенденты, но, я думаю, к сентябрю мы увидим кучу кандидатов-блогеров. Это путь, который я кандидатам посоветовал бы совершенно безвозмездно. Будет результат, но есть сомнения, что это будет результат электоральный. Иначе говоря – из соцсетей народ не придёт на выборы. Так что, если вы хотите обрадовать публику и хотите её заставить о себе говорить, то соцсети вам в помощь. А если хотите, чтоб люди пришли на выборы и проголосовали, нужно что-то другое. Никто ничего нового не придумал, кроме как ходить ножками, общаться с людьми, встречаться с ними один на один. К политикам, как к роду деятельности, к политике люди настроены достаточно негативно. Если ты один на один сможешь перебороть это недоброжелательное или равнодушное отношение, вот это будет успех. Есть те, кому это удаётся. Но их не много. Да и на одномандатном округе тебе даже партия не поможет. Убедишь, станешь интересным – за тебя проголосуют, победишь. И тогда мы сможем получить в АКЗС людей, которые хотя бы за это время – месяц-другой – ездили по краю, знают реальные, истинные проблемы.

Однако до каждого избирателя не дойдёшь, поэтому в этой ситуации предпочтительнее «встречи» с избирателя через СМИ. И СМИ, кстати, гораздо электоральнее, чем соцсети, они оказывают на избирателей большее воздействие. Знаю, что многие кандидаты хотят сэкономить. Одна из особенностей – кампании недорогие, достаточно экономные. Не потому что у кандидатов мало денег, а потому что сейчас дурной тон – тратить вопиюще много на все это. Те СМИ, которые работают много лет, например, федеральные, имеют свое влияние, свой авторитет. Как бы то ни было, когда ты размещаешь свою рекламу здесь, ты этот авторитет в какой-то мере к своему присовокупляешь. И я бы не посоветовал ни в коем случае кандидатам отказываться от вложений в газетах и на ТВ. Многие сейчас экономя, окучивают «свой» район: листовки, районные газеты. Это с точки зрения тактической может быть и верно. Но с точки зрения стратегической, с точки зрения повышения своего престижа, с точки зрения повышения доверия к твоему образу, разумнее в СМИ размешаться.

Мы проводили опрос по Барнаулу по поводу намерений людей за месяц до голосования, опрашивали тех, кто собирается идти на выборы. Так вот 17% ещё не определились. И эти 17% как раз предстоит разыграть партиям, распределить между собой. Я не буду оглашать результатов, но хочу сказать, что отрыв между партией лидером и другими партиями – не очень принципиален. Как ни странно, этот отрыв может быть преодолён. А значит, почивать на лаврах и расслабляться не то что рано, но и вообще, наступит ли такой момент, когда можно будет расслабиться? Другие парламентские партии идут ровно, и, безусловно, проходят в местный парламент, то есть все пять партий, которые мы увидим в бюллетене, имеют шанс попасть в АКЗС. Это создает определенную интригу. Электоральные настроения ещё не определены, а раздел «неподеленных» пока голосов предстоит достаточно напряженный. Все самое интересное только начинается.

Смотрите также: