... Почему палаточную торговлю в Барнауле еще не свернули?

Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 18/01/2013

   
   

Норма федерального закона №271 о запрете торговли во временных сооружениях на розничных рынках в городах, являющихся административными центрами субъектов федерации, вступила-таки в силу с 1 января.

Но нашлись те индивидуальные предприниматели, которые категорически не захотели уходить с «прикормленных» мест, хотя на протяжении последних двух лет городской комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда не переставал предлагать им свободные площади в многочисленных барнаульских торговых центрах и на оптово-розничном рынке Алтайского края на улице Космонавтов.

Причины известны – нежелание потерять «своего» покупателя (это люди небольшого достатка) и «драконовская» (по мнению предпринимателей) арендная плата в ТЦ, и регламентированные условия работы в них.

Четвертый этаж и дорого

– Нам же ничего доброго-то и не предлагали, – рассказывает под одобрительное кивание товарок продавец по имени Вера, двадцать лет торгующая на Новом рынке. – Хорошие места в «проходных» магазинах и торговых центрах были заняты до начала всей этой «переселенческой» истории.

Нам, как правило, выбирать предлагалось из дали далекой, где покупателей даже в «базарный» день меньше, чем продавцов, или площадей выше второго этажа.

   
   

– Некоторые из наших, кто уходил в стационар, вернулись обратно, – подхватывает ее соседка по палатке, не пожелавшая назваться. Есть разница торговать немудреным товаром за 12-15 тысяч аренды в месяц или стоять на этом проходном месте за 4 тысячи с небольшим за палатку?

Мы и здесь-то только на хлеб зарабатываем, а там наши вообще в минуса ушли. Пришлось некоторым возвращаться, несмотря на угрозы грядущего сноса…

– Стояли тут и стоять будем! Идти нам некуда, – твердо заявил нашему корреспонденту незадолго до Нового года предприниматель Василий, торгующий на Новом рынке обувью.

Перемена статуса

По словам главы администрации Барнаула Игоря САВИНЦЕВА, в течение последних двух лет предпринимателям, торгующим при рынках, предлагалось множество альтернативных вариантов.

Говорить об их отсутствии, по его мнению, лукавство. К примеру, здание на Льва Толстого, где сегодня расположен информационный центр одной компании, изначально предлагалось отдать «палаточникам» со Старого базара:

– Но люди посчитали, что с центральной улицы перейти буквально на сто метров вглубь – не решение вопроса, и бизнеса у них тогда не будет, и они отказались.

Даже сегодня есть много свободных мест, куда можно переехать. Это тот же рынок на пр. Космонавтов, но предприниматели отказываются и туда уходить.

Чтобы «не доводить до греха» таких вот отказников (некоторые барнаульцы помнят, как в 2011 г. некоторые продавцы в знак протеста против сноса палаток приковали себя цепями к прилавкам, – прим. ред.), в мэрии решили пойти по «ярмарочному» пути.

– Закон нам позволяет разрешать уличную торговлю в виде ярмарок. И поэтому та часть людей, занимающихся уличной торговлей, которая категорически не собирается уходить с улицы под крышу, получит разрешение торговать в виде ярмарок.

Но что касается Старого базара, там есть условия – мы полностью освобождаем ул. Льва Толстова и проезжую часть по этой улице от тех конструкций, которые, извините за выражение, неудобоваримые, плохого внешнего вида и т. д. Мы их переместим за здание рынка.

И в этом вопросе торговцы с нами согласились.

Тут смысл еще и в том, что мы беремся восстанавливать историческую часть города. Конечно, в таком случае вместо изначальных 660 мест, которые были на территории базара, будет порядка 250.

Но это не означает, что люди останутся не обеспеченными торговыми площадями. Я могу сказать, что их фактически там столько и осталось.

Основная часть заблаговременно нашла решение, ушла в стационарные помещения, которые мы им предложили (в 2011 г. в Барнауле было востребовано 1254 временных торговых сооружения, – прим. ред.).

Все равно, лишь бы не уходить На Новом рынке в палатках осталось еще меньше.

По словам Веры, про перемену статуса торговли они слышали, и им все равно, тем более что по сути в связи с этим ничего не меняется, даже стоимость аренды.

– Если честно,– горько говорит женщина, – у меня, как и у моих здешних коллег, одно желание – чтобы нас отставили в покое. Поговаривают, что по весне привычные палатки здесь собираются менять на «ракушки», но их будто бы будет небольшое и ограниченное число. Опять голова болит – кому они достанутся, пока непонятно.

А остальным что делать? Если у меня не будет этой работы, никакой не будет. Я бывший воспитатель детского сада, здесь торгую уже 20 лет. Кто меня в моем возрасте на какую работу возьмет?

Предпринимателям от наших законов и так нелегко живется. Вот отчисления в пенсионный фонд нам подняли до 38%, и государство не волнует, идет торговля или нет.

Посмотрите, почти половина наших с начала года не выходит, под праздники люди поиздержались, покупателя нет и до конца февраля не будет… Это я к тому, что пусть нас хотя бы местные власти не додушивают.

Ярмарка

Розничный рынок должен иметь имущественный комплекс, а ярмарка может размещаться как на открытых земельных участках, так и в стационарных и нестационарных объектах.

Управлять рынком может только юрлицо, организатором ярмарки может быть и индивидуальный предприниматель.
Срок действия ярмарки не должен превышать одного года.

К слову

По данным городского комитета по предпринимательству, потребительскому рынку и вопросам труда, в 2012 г. в Барнауле работали 4898 предприятий потребительского рынка, в т. ч. 454 предприятия оптовой торговли, 8 рынков, 10 постоянно действующих ярмарок. Кроме того, – свыше 1800 стационарных предприятий торговли, большинство из которых непродовольственные магазины.

По данным Краевого управления по развитию предпринимательства, в прошлом году в регионе открылся 291 розничный торговый объект общей площадью более 84 тыс. кв. м, 65 объектов общественного питания на 3 тысячи посадочных мест и 136 объектов бытового обслуживания населения на 371 рабочее место.

Всего за счет развития инфраструктуры потребительского рынка в регионе дополнительно создано свыше 3000 рабочих мест.

 

Смотрите также: