В ГМИЛИКА состоялась презентация монографии преподавателя русского языка и литературы барнаульской гимназии №22 Инны Губушкиной «Антоний Марцинковский – музыкант, педагог, общественный деятель».
В Барнауле первой трети XX века этого усатого мужчину невысокого роста с широкой грудью и благородным лицом знали даже необразованные мальчишки-босяки. Однажды за городом он потерял свою роскошную трость. Местные пацаны не присвоили красивую вещицу, а с уважением принесли находку на дачу Антония Яновича, которого чаще звали на русский манер – Антон Иванович.
Дело №38181
Елена Николаева: Инна Геннадьевна, почему вы, учитель русского языка и литературы, взялись за историческую тему?
Инна Губушкина: Потому что история литературы и культуры – часть общей истории. Нельзя преподавать литературу, если не знаешь историю своей страны. В школе я занимаюсь вместе со своими учениками ещё и исследовательской деятельностью. Имя Марцинковского я «открыла» в 2008 году, когда собирала материал об истории старейшей барнаульской детской музыкальной школы №1 имени Глазунова.
В ГМИЛИКА нашлись некоторые документальные сведения о первом директоре школы – Марцинковском. В их числе копия части дела №38181 по обвинению известного музыканта в организации филиала выдуманной сотрудниками НКВД «Польской организации войскова». Это было в духе того времени: уважаемый 62-летний человек, которому за большую общественную, просветительскую и творческую деятельность собирались присвоить звание «Почётный гражданин города Барнаула», обвинялся в шпионаже! В октябре 1937 года Антона Ивановича арестовали. В январе 1938 года он и вместе с ним ещё 25 осуждённых по тому же сфальсифицированному обвинению были расстреляны. В феврале 1958 года Марцинковский был реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления. Горько, что имя человека, внёсшего огромный вклад в развитие музыкальной культуры Барнаула, оказалось надолго забытым.
– В музее сведений о Марцинковском было немного. Откуда же и фотографии, и документы, и даже личные вещи?
– Через сайт программы «Жди меня» удалось разыскать родственников Антона Ивановича, проживающих на Украине, в Красноярске, Санкт-Петербурге. В течение десятилетий они бережно хранили фотографии и афиши, открытки, подписанные музыкантом, и газеты начала прошлого века, автобиографию Марцинковского и мемуарные записки его сына, Людвига Антоновича, красноярского учёного-лесовода. Кроме того, во время работы над книгой (она заняла 10 лет) я использовала материалы из фондов краевого Госархива, Музея истории литературы, искусства и культуры, музыковедческие статьи.
Из архива памяти
– Что же интересного об этом человеке удалось узнать?
– Всё не перескажешь. Ну, например, то, что в дореволюционные годы он, польский католик, выполнял обязанности регента православной церкви Святителя Димитрия Ростовского. Вот как он объяснял это в письме в Главное управление Алтайского округа: «Скажу откровенно, что это предпочтение сознательное и вызвано тем, что католические священники не особенно щедры в ассигновании сумм на содержание хоть кое-каких хоров… Кроме того, у нас, католиков, своих композиторов полтора человека. Все сочинения берут преимущественно у немцев, а их церковную музыку я не переношу. Православная церковь страшно богата композиторами». Кстати, хор Дмитриевской церкви считался одним из лучших. Некоторые певчие получали даже вполне приличное жалованье – от 12 до 32 рублей. Одновременно с руководством православным хором Антоний Марцинковский служил органистом в римско-католическом костёле. Кроме того, он преподавал пение в женской гимназии Будкевич и музыку в торговой школе, давал частные уроки, работал тапёром в электротеатре «Иллюзион», где выступал под псевдонимом Аидов. А ещё он являлся владельцем первого в Барнауле книжно-музыкального магазина «Эхо», который был очень необходим городу, испытывающему дефицит нотной литературы. Известный педагог, публицист Адриан Митрофанович Топоров, живший в то время в Барнауле, писал: «Ловкий полячок досконально изучил запросы своей клиентуры. Как глубокий знаток музыки, он постоянно вёл с покупателями беседы о ней, сопровождая их игрой на пианино… Низкопробных, а тем паче пошлых музыкальных «опусов» Антоний Иванович не держал».
– Революционные события сказались на жизни и деятельности Антония Марцинковского?
Конечно, послереволюционные годы внесли изменения и в быт семьи Марцинковского, и в его деятельность. По социальному положению он считался служащим и входил в группу так называемых «лишенцев». Видимо, потому, что долгие годы руководил церковным хором и был органистом в костёле.
В эти годы Марцинковский продолжает заниматься музыкальными импровизациями для фильмов, работая тапёром в кинотеатре «ДЭКА» (от аббревиатуры «ДК» – детская комиссия). А в фойе кинотеатра играл организованный им небольшой симфонический оркестр. По иронии судьбы располагался «ДЭКА» в здании Дмитриевской церкви, в которой он служил регентом, и которая была закрыта в 1920 году.
Основатель школы
– Чем ещё занимался Антоний Иванович в 20-30-е годы?
– К примеру, он сотрудничал с очень популярной газетой «Красный Алтай», публиковал там рецензии на спектакли, концерты. А ещё являлся сотрудником городского радиоузла. Благодаря его домашней коллекции грампластинок барнаульцы слушали пение Шаляпина, Собинова, Неждановой. Работа радиоузла была несовершенной. Как-то 1 мая радиоведущий (не Марцинковский) по ошибке включил пластинку с гимном Российской империи «Боже, царя храни!». Разразился скандал.
– Наверное, самое значимое для города его деяние – детская музыкальная школа №1.
В школе существовали классы фортепиано, скрипки, сольного пения, теории (гармонии). Гордостью было балетное отделение. По воспоминаниям учащихся и педагогов, директора школы Антония Ивановича арестовали на рабочем месте. Они видели, как утром к парадному крыльцу подъехал чёрный автомобиль. А через какое-то время в машину сел Марцинковский, которого сопровождали сотрудники НКВД. За неделю до ареста он писал своему сыну Людвигу, учившемуся в Красноярске: «...устал, но много интересного видел, пережил. Чудеса сделала Советская власть во многих городах! Чудные здания, парки, музеи!».
– Вы рассказываете на уроках о судьбах таких деятелей культуры как Марцинковский?
– Конечно. Когда родственники Марцинковского передали афиши, которые сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, я их на протяжении долгих месяцев держала у себя дома, приносила на уроки, вывешивала на доске и рассказывала учащимся об Антонии Ивановиче, о Барнауле первой трети XX века. Ребята могли посмотреть, потрогать эти документы истории.
К сожалению, молодёжь сейчас мало читает. Но, думаю, если рассказывать в книгах о таких неординарных людях-энтузиастах, то интерес появится. Хочется верить, что в Барнауле, городе, которому отдал свой талант музыкант, педагог и общественный деятель, увековечат его имя. А у входа в детскую музыкальную школу №1 появится мемориальная доска в знак благодарности основателю.
– Чему может научить судьба Антония Ивановича?
– Например, тому, что жизнь свою нужно посвящать не только решению каких-то личных проблем. Её нужно посвящать людям, чтобы окружающая их действительность становилась лучше, ярче, была наполнена духовным содержанием.
Досье
Инна Губушкина.
Учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии №22. Стаж педагогический работы 24 года. Победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (в 2008 и 2012 годах). Имеет высшую награду всероссийского конкурса педагогичес- ких инноваций – медаль Януша Корчака. Лауреат краевого конкурса «Самый классный классный – 2011».
Смотрите также:
- Дирижер Евгений Гутчин: «В творчестве, как и в любви, нельзя ошибиться» →
- Звучание четверти века. Ансамбль «Руснари» открывает новый сезон →
- ... Как в Барнауле развивалась система образования? →