... Как в Барнауле развивалась система образования?
Наверное, стоит возразить нашей читательнице: не все хорошее, что было в советское время, забыто. Более того, у тех, кто уважает историю своей страны, сегодня возможностей открыть для себя малоизвестные страницы советского периода вполне достаточно.
Был бы, как говорится, интерес к теме. Например, к проблеме становления системы народного образования на территории нашего края в 20-е годы прошлого века. Именно этой теме посвящена выставка, которая сейчас работает в музее истории развития образования г. Барнаула.
Документальные материалы для экспозиции предоставили ГМИЛИКА, музей «Мир времени», музей при АлтГПА, музей истории развития образования г. Барнаула и краевой архив.
– Сейчас в России идет поиск новых путей в образовании, – говорит методист музея Елена Воронкина. – А тогда шел поиск новой системы образования.
«Элитная» красная школа
Одну из самых своих известных картин А. Н. Борисов назвал «Интеллигенция на Алтае в 1919 году (Красные призраки)» (иллюстрация слева). |
Декабрь 1919 года. Барнаул только что оставили войска белого генерала Колчака.
Занявшие город красные устанавливали в городе новую власть. И среди первоочередных задач было открытие народных школ. Тогда, в период послевоенной разрухи, приходилось срочно решать огромное количество оргвопросов: как вернуть школьные здания (их катастрофически не хватало), какие учебники нужны и где их взять…
Губернский отдел просвещения писал в губревком, что у одного из жителей барнаульского пригорода есть пишущая машинка: «Просим поставить ее на учет и по возможности пользоваться этой машинкой».
Еще записка: «Вместо семи положенных у нас имеется две пишущие машинки. Не хватает стульев, столов». Но интересно, что в это же время создавались образцово-показательные школы, которые тогда было принято называть школами III Коминтерна.
Такие школы-пионеры появились в Барнауле, Бийске, Курье, Павловске. Одна из двух барнаульских школ имени III Коминтерна, организованная летом 1920 года, находилась в нагорной части города, в здании, где сейчас находится музей архитектуры и дизайна.
Ее первым директором был Александр Михайлович Красноусов, в то время еще беспартийный филолог. Удивительный коллектив преподавателей собрал он!
Какие учителя!
Археологии, этнографии и музыке «коминтерновцев» обучал Андрей Викторович Анохин, композитор, знаток алтайского народного творчества, близкий друг художника и музыканта Григория Ивановича Гуркина.
Под его руководством ученики ездили в этнографические экспедиции в Горный Алтай. Помимо изучения обычаев и культуры алтайского народа, сбора предметов быта для школьного музея, они занимались и просвещением малограмотных.
Служил в барнаульской школе III Коминтерна известный художник Алексей Николаевич Борисов, работы которого сейчас хранятся в краевом художественном музее. Он был лично знаком с Николаем Рерихом, много рассказывал своим ученикам о знаменитом философе, путешественнике и художнике.
На своих уроках рисования Алексей Николаевич доносил идеи гармонии и красоты на таких высоких примерах, как картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Согласитесь, в разгар красного богоборчества – это был смелый выбор! Покорял учеников эрудицией учитель иностранного языка Александр Петрович Грессер, окончивший до революции два университета и знавший немецкий, английский и арабский языки.
А кроме того он был ученым-египтологом и увлеченно рассказывал ребятам о тайнах пирамид фараонов, о древних сфинксах, о египетской мифологии и клинописи. Творцы и герои Не удивительно, что такие могучие личности-педагоги воспитали немало интересных, талантливых учеников.
Мир большой музыки стал призванием нескольких бывших «коминтерновцев». Вениамин Арканов после окончания Ленинградской консерватории поступил на сцену только что созданного Новосибирского театра оперы, где и прослужил более 30 лет, воспитав целую плеяду замечательных оперных артистов.
Племянник Андрея Викторовича Анохина Афанасий Анохин стал известным композитором. Константин Вертлов написал музыковедческие книги о народных духовых инструментах, занимался научной деятельностью, работая в театральном музее при Эрмитаже и в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
В профессиональных художников выросли «коминтерновцы» – воспитанники Алексея Николаевича Борисова Ф. Филонов, П. Будакин, М. Сорокин, В. Минаев.
Писательство стало делом жизни Петра Бородкина. Журналистику как профессию выбрали братья Михаил и Василий Виноградовы (последний работал в «Комсомольской правде» и на Всесоюзном радио).
Многие ученики барнаульской школы имени III Коминтерна сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны. Среди них – летчик-ас, Герой Советского Союза Анатолий Балабанов...
Стоит заметить, что история барнаульской школы имени III Коминтерна, естественно, коротко рассказанная в данной публикации, – это только один стенд потрясающе интересной и очень познавательной музейной выставки.
Выставки для тех, кто хочет увидеть историю своими глазами, чтобы судить о ней объективно.
Кстати
В Великой Отечественной войне участвовали десятки бывших воспитанников барнаульской школы имени III Коминтерна. Пали смертью храбрых Михаил Желнов, Григорий Копылов и другие.
На реке Одер закончилась война для командира танка Т-34 Анатолия Панфилова, кавалера ордена Красной Звезды. За Сталинградскую битву получил орден Красного Знамени и другой бывший «коминтерновец» – майор Старцев. Подполковником медицинской службы демобилизовалась из армии в 1948 году Александра Колычева.