Изящная роспись.В музее ГМИЛИКА открылась выставка «Сказы Уймонской долины»

Народное творчество – не наив и примитив, а достояние России. © / АиФ

   
   

«Исстари на Руси всё, что создавалось руками, делалось во благо и для блага, то есть несло в себе благопожелание. Наша традиционная урало-сибирская роспись – такой пример благопожелания», – убеждена народный мастер Алтайского края, художница Тамара НАГОВИЦЫНА.

Наследники Агашевны

Экспериментальная студия «Жар-цвет», созданная при творческом объединении «Город мастеров» Сибирского Рериховского общества, появилась в Верх-Уймоне не случайно. Именно в этом старинном старообрядческом русском селе жила удивительная мастерица, настоящая художница из народа Агашевна, которая долгие годы сберегала традиции урало-сибирской росписи. Её считает своим учителем руководитель студии Тамара Наговицына. Тамара Ефимовна владеет многими видами художественной росписи, но каждодневный труд свой связала с урало-сибирской. Украшенные ею настенные панно, деревянная посуда, шкатулки, ёлочные шары, куклы-сувениры становятся не только декоративными элементами интерьера, но приобретают значение оберегов.

Кстати, придуманная Тамарой Ефимовной деревянная кукла «Уймонка», расписанная в урало-сибирском стиле, стала туристическим брендом Республики Алтай как образец старообрядческой культуры.

Свободный мазок

«Жар-цвет» объединяет не только опытных художников и ремесленников, но и людей, которые мечтают освоить секреты старинной росписи, что называется, для души. На занятия в детскую студию «Жарки» приходит более 20 детей. Да и взрослые из окрестных сёл охотно приходят на уроки.

– Роспись – увлекательное занятие, – рассказывает художница, представитель СибРО Ирина СЕРЕБРОВА. – Однажды из соседнего села пришёл француз. Он живёт в Горном, женат на алтайке, проводит разные социологические исследования. Его первоначально интересовало, насколько дружны между собой алтайцы и русские, живущие в Уймонской долине. До занятия было время, и я предложила ему попробовать свои силы в росписи. Показала, как это делается. Он оказался весьма способным, сразу понял особенность техники свободного мазка, который и отличает нашу роспись. Французский гость так увлёкся, что не заметил, как пришли люди, как они сидели рядом с ним и рисовали, как они ушли. Очнулся, когда занятие окончилось: «А где же все?».

То, что благопожелательное народное искусство находит отклик в сердцах людей разных национальностей, убедила и встреча во время открытия выставки «Сказы Уймонской долины» со студентами педуниверситета, приехавшими из Китая. Одна из китайских студенток Ли ЮИН сказала: «Нам хочется узнать вашу традиционную культуру, потому что в ней – душа русских людей, которые нам очень нравятся».

   
   

Смотрите также: