Кто ставит самурайские бои на сцене алтайского театра?

   
   

В начале ноября интрига разрешилась – постановка «Никио и великий самурай» по пьесе датского драматурга Карлсена будет посвящена средневековой Японии.

Премьера спектакля состоится 18, 19 и 20 января 2013 года. В середине декабря, для постановки самурайских боев на сцене театра драмы, в Барнаул приехал корейский мастер боевых искусств, профессиональный каскадер, актер и преподаватель сценического движения ГИТИСа Пак Хек Су.

Ему, в перерывах между тренировками с актерами, мы задали несколько вопросов.

Против драк в жизни

– А каков ваш путь в единоборствах?

– Мой отец был чемпионом кэндо и имел третий дан. Его кэндо было настоящим.

   
   

И потому я с детства очень увлекался единоборствами – айкидо, дзюдо, муай тай, бокс, ушу, хапкидо. Во всех системах доходил до какого-то значимого уровня и потом переходил к другой.

В молодости часто, если узнавал, что кто-то умеет хорошо драться, шел к нему и вызывал на поединок. Это не красиво, но тогда хотелось проверить себя – было не важно даже, проиграешь или выиграешь.

Но однажды я сломал человеку руку, которую он не может теперь разогнуть до конца. Это очень не хорошо. Я прекратил ввязываться в драки.

Теперь я могу оценить умение человека в боевом искусстве по его движениям, без поединка. И сейчас я понимаю, что человек слаб, его очень легко покалечить и убить.

Я стал противником драк в жизни – пусть это останется только в кино и на сцене. Мы живем в XXI веке, у нас жизнь другая – не такая как у героини постановки Никио, которая жила в век самураев, и где любой вопрос решался силой. Плохо, что и сейчас многие меряются силой – но уже не физической, а на уровне власти, денег, обладания информацией.

– Вас представляют в России как специалиста «стиля тигра»?

– Когда мне было 24 года, я встретил учителя. Меня поразили его движения в ката. Пришел к нему и попросился в ученики – он сначала отказал, но потом взял.

Его искусство передается от учителя к ученику уже больше 300 лет. И всегда только одному ученику – такая закрытая школа. Заниматься у мастера очень трудно. В день отрабатывается только несколько низких стоек – 40 минут одна, потом переход к другой стойке опять на 40 минут. Месяц, по три часа в день, ничего другого больше не делаешь.

У нормального человека после двух минут такой стойки все затекает и руки трясутся, но мне помог мой опыт. В следующий месяц мастер дает только один прием, который надо повторять два часа ежедневно – с ума сойти.

Из-за этого у него мало кто хочет заниматься – очень тяжело. Я терпел. За год, по 4-5 часов постоянных тренировок в день, я изучил у него только шесть приемов.

А «стилем тигра» это назвали в России – там другое название и его не принято сообщать.

На сцене главное – безопасность

– Как в вашей жизни сошлись занятия боевыми искусствами и стремление к актерской профессии?

– Первое мое образование – инженер. Но я всегда много пел и даже выступал на сцене в мюзикле, который ставил мой знакомый. Мне говорили вокруг – хорошо играешь, красиво поешь – мне показалось, что я прирожденный актер, раз без образования играю в театре.

Решил идти в театральный вуз, отбор прошел благодаря удачной импровизации, но, начав учиться, понял, что не умею стоять, не умею говорить со сцены. После этого начал изучать актерское искусство серьезно, читал книги, ходил на все занятия в наш и соседний институт.

На 4 курсе в наш вуз в Сеуле приехал педагог по сценическому движению из ГИТИСа. Я уже был знаком с «театром тела» во Франции, но только преподаватель из России смог ответить мне на вопросы, которые давно меня интересовали.

К примеру, как разделить движения актера на сцене и игру персонажа пьесы, как совершить кувырок – не просто падение, а обоснованно, как будто тебя явно кто-то толкнул. Вопросов было много, и я поехал искать ответы на них в Москву.

Надо сказать, что в ГИТИС никогда не брали иностранцев на кафедру пластики и сценического движения – я оказался пока единственным. И когда хотел поступить – разрешение дали не сразу – три месяца просто ходил на занятия с утра до вечера – на режиссерский, актерский, эстрадный и музыкальный курсы.

Учился без перерыва, не было времени даже на обед. Меня взяли, закончил магистратуру, хотел вернуться домой, но заведующий кафедрой Николай Василь- евич Карпов уговорил меня остаться работать педагогом сценической пластики.

Преподавал три года, сотрудничаю с вузом и сейчас, но актерское начало взяло вверх – хотелось играть, как до этого в театре Кореи. Не играть для актера – все равно, что умереть, это как наказание.

И хотя мешало плохое знание языка, нашел себя в каскадерской профессии. Здесь появилась возможность играть, и пригодился мой опыт занятий боевыми искусствами.

– Что главное в постановке боев на сцене и в кино?

– В сценическом бое самое главное – безопасность. Обычные тренер покажет, как бить правильно, а я – как бить правильно, красиво и безопасно.

Справка

Пак Хек Су родился в 1974 году в Сеуле. Больше 15 лет посвятил изучению различных единоборств. Окончил театральный факультет университета в Корее и магистратуру ГИТИСа по специальности «актерское искусство».

Является актером, педагогом ГИТИСа по пластике, профессиональным каскадером и постановщиком трюков. В Корее больше 10 лет отработал в театре, с 2004 года активно снимается в кино.

Снимался в российских фильмах и телесериалах «Дневной Дозор», «Любовь-морковь-2», «Моя прекрасная няня», «Эксперты», «Батюшка», «День Д», «Игра», «Кровные узы», «Человек, который знал все», «Полиция Хоккайдо. Русский отдел» и других.

Смотрите также: