- Сегодня, 5 апреля, любители литературы во всем мире отмечают важную дату. В этот день 90 лет назад появился на свет будущий писатель Артур Хейли. Его многочисленные произведения никогда не оставляли читателей равнодушными. Одни ругали Хейли за преувеличенную сюжетность, интерес к авантюрным и приключенческим линиям, литературные штампы. Другие ценили за достоверное изображение действительности, занимательность изложения и важность тематики. Я принадлежу ко второй группе читателей.
Книги Артура Хейли попали мне в руки несколько лет назад. Все началось с потрепанной библиотечной книжки «Менялы» советского издания, в предисловии к которой говорилось о том, как автор обличает пороки буржуазного общества. Первые несколько страниц вызвали недоумение – текст был похож на сценарий плохого боевика с мафией, погонями и перестрелками. Такие фильмы в избытке демонстрировались российским зрителям в 90-е годы. Построение сюжета тоже было странным – одна сцена сменялась другой, явной связи между ними не прослеживалось. Как в кино эпохи постмодерна.
Однако после прочтения нескольких десятков страниц впечатление изменилось. Проза Хейли захватила меня своим динамичным, быстро развивающимся сюжетом. Словно в античной драме, герои метались от счастья к несчастью, меняли банк на тюрьму и благополучие на бесприютность. А принцип построения сюжета оказался очень похож на привычные нам приемы киномонтажа. Отдельные сцены, нанизываясь на генеральную линию сюжета, встали в один ряд. А наличие множества сюжетных линий делало произведение ожерельем из нескольких ниточек великолепного жемчуга.
Другая подкупающая читателя особенность стиля Хейли – тщательное проникновение в суть изображаемого, которое достигалось его внимательным изучением. В романе «Колеса» он открывает нам секреты американской автоиндустрии. О процессе разработки автомобиля, его сборки и испытаниях Хейли рассказывает с таким вниманием и любовью, как будто он сам всю жизнь работал в автобизнесе. В упомянутых выше «Менялах» досконально описан процесс финансовых афер с банковскими картами. В деталях рассказывается, как руководитель банка спасает его от бегства вкладчиков.
Многие называют книги Хейли легкой прозой. Однако с этим трудно согласиться. Практически в каждом своем произведении он поднимает важные социально-экономические и философские проблемы. Так, в «Колесах» большое внимание уделяется влиянию конвейера на экономику производства и психологию рабочих. Этот совершенный механизм делает людей винтиками в большой экономике. Они сами становятся похожими на роботов. Выводы Артура Хейли во многом созвучны идеям российского философа Николая Бердяева. Еще в 19 веке Бердяев предвидел, как взаимодействие с машиной изменит человека, сделает их похожими друг на друга. Так и произошло. Это и описал Хейли.
Возьмем другую важную проблему – уже из области психологии. Это отношения обидчика и жертвы, т.н. синдром жертвы. При его проявлении угнетаемый начинает испытывать любовь и сочувствие к своему мучителю. У Хейли этот синдром красочно описан в «Менялах». Один из главных героев, успешный банковский служащий, попадает в тюрьму, где подвергается нападкам гомосексуалистов. Однако прожив несколько лет в такой атмосфере, он всерьез влюбляется в негра – своего сексуального партнера. И не может его забыть долгое время после выхода из тюрьмы.
И, наконец, что тоже важно – герои Хейли очень реалистичны. Мы верим им, верим в существование таких людей. Они с трудом встают утром, плетутся на ненавистную (или любимую) работу, копят деньги, делают карьеру, изменяют женам и бросают любовниц. В общем, живут. Однако делают это так ярко и интересно, что невозможно оторваться.
Авторские колонки Михаила Палочкина
Смотрите также:
- Блиц-опрос для настоящего мужчины Владимира Филимонова →
- Сергей АЛЕКСЕЕВ. Феномен любви (размышления на тему) →
- Для женщины 46-й день рождения - роковой →