Джаз по-барнаульски. Музыкант Андрей Земсков о музыке, импровизации и весне

Андрей Земсков / Из личного архива

   
   

Весна, с её контрастами в погоде и перепадами в настроениях и чувствах людей, полна импровизаций. Джаз – та сфера музыкального пространства, где импровизация – мать родная. Так когда, как ни весной, поговорить о джазе? Наш собеседник – известный на Алтае музыкант Андрей ЗЕМСКОВ.

Другая сторона

– Коллектив «Jazz-Comfort», в котором вы играете, популярен у алтайских любителей джаза. Как давно был создан ваш бэнд, и кто на сегодня входит в его состав?

– Начну с состава. Сегодня в коллективе играют следующие люди: Иван Наумов – труба, Евгений Гришин – бас-гитара, Павел Моргачёв – ударные, Светлана Калужских – вокал, ну и я, Андрей Земсков, на клавишных. Наш коллектив возник около 10 лет назад, на руинах некогда популярного барнаульского биг-бэнда. Состав периодически менялся, но до сих пор мы живы и намереваемся здравствовать далее.

– Что представляет собой ваш репертуар? Это исключительно классика или же вы играете что-то своё?

– По большей части, это, конечно, классические вещи. Как ни крути, большинство музыкантов в определённой степени «привязано» к запросам аудитории. А барнаульская публика, в основном, несколько консервативна. Потому мы стараемся брать проверенные временем композиции.

– Пишите ли музыку вы лично и если да, то только ли джаз?

   
   

– У меня классическое музыкальное образование, я закончил Красноярский государственный институт искусств по специальности «Хоровое дирижирование» и, когда работал с детьми, писал хоровую музыку. Кстати, я и сейчас продолжаю преподавать в школе искусств по классу синтезатора. Это словно какая-то другая, в чём-то противоположная сторона моей личности.

Кому это надо?

– Вы играете в нескольких музыкальных коллективах. Где?

– В настоящий момент я творчески задействован в двух группах: в «Jazz-Comfort» и у Льва Шапиро в «Лев Шапиро и друзья», а также в двух муниципальных оркестрах.

– Джаз – та форма музыкального искусства, где огромную роль играет импровизация. Какова роль импровизации в вашем творчестве?

– Я, повторюсь, как человек, получивший классическое музыкальное образование, твёрдо стою на том, что любой музыкант, прежде чем позволить себе импровизировать, должен овладеть базовыми знаниями и умениями. Только в совершенстве владея этим, музыкант может разрешить себе говорить, так сказать, от 1-го лица.

– Какова роль импровизации в вашей обыденной жизни? Вы рисковый человек?

– Абсолютно нет. В реальной жизни я – человек, если так можно выразиться, диаметрально противоположный любой импровизации: практичный, рассудочный, предпочитающий продумывать всё заранее.

– Насколько активно развивается джаз на Алтае сегодня и в сторону чего?

– Джаз развивается настолько, насколько каждому конкретному музыканту позволяет его совесть, талант и желание его развивать. А посещаемость это другое. Пример перед глазами: через 15 минут начнётся концерт, а много вы видите народа? Придёт человек пять-шесть родственников и близких друзей, зайдёт, возможно, кто-нибудь «между делом», отдохнуть, ну и несколько верных почитателей. Вот и всё. И это касается не только нас. Если говорить о джазе и отношении к нему сегодняшней местной публики, то это – общее место. Особой востребованности нет.

Радость и вера

– Вы не раз сотрудничали со всемирно известными музыкантами. Работа с кем из них особенно впечатлила?

– Каждое новое музыкальное знакомство – опыт, открытие, приобретение чего-то нового. Но если говорить о яркости впечатлений, полученных от совместной игры, то это Рон Мотон. Это – культовый американский саксофонист, клавишник, композитор соул-джаза, кстати, большой любитель экспериментов в области компьютерной музыки, лауреат многих музыкальных премий.

– Что в музыке, помимо джаза, близко вам?

– Музыка нравиться может любая, но по-настоящему цепляет только джаз. Когда я был молодым, не было эстрадных и джазовых отделений, и все, кто хотел играть такую музыку, шёл на хоровое дирижирование. Иного пути для получения высшего образования просто не было. По крайней мере, у тех, кто имел за плечами музыкальную школу по классу фортепиано.

– На дворе весна, как мне кажется, самое близкое по духу джазу время года. Кто-то любит весну, кто-то видит в ней недостатки, каково отношение к весне джазового музыканта Андрея Земскова?

– Как человек практичный вижу в весне некоторые недостатки. Всякий, кто вынужден часто передвигаться по дорогам нашей страны, поймёт меня. Если обратить всё в шутку, то сказал бы, что весна способна лишить россиянина одной из главных конституционных свобод – свободы передвижения. Но сквозь все эти сомнения и переживания, стоит увидеть яркое весеннее солнце, в сердце пробивается радость, вера, надежда на возрождение.

Досье

Андрей ЗЕМСКОВ родился в Улан-Удэ. В 1990 году закончил КрасГИИ по специальности «Хоровое дирижирование». Играл со многими известными коллективами и музыкантами. В настоящее время возглавляет ансамбль «Jazz-Comfort».

Смотрите также: