В Барнауле ресурсоснабжающие организации, УК и муниципальные власти обсуждали вопрос коммунальных неплатежей и искали варианты решения проблемы.
Почему растут тарифы?
Восемнадцатого ноября в пресс-центре «Сибирской медиагруппы» прошёл очередной «круглый стол» в рамках проекта «Вам слово!». На повестке дня стояла тема более чем злободневная – задолженность потребителей перед ресурсо- снабжающими организациями. Последние прилагают все возможные усилия, для того чтобы вернуть себе средства, ведь в конечном счёте это влияет на состояние коммунальной инфраструктуры Барнаула, а также отражается в тарифах, провоцируя их рост. Однако, например, теплоэнергетики ограничены в мерах воздействия на должников, и как раз одной из основных тем обсуждения стал вопрос о том, как вернуть деньги за поставленный ресурс и при этом остаться в правовом поле. Среди прочего обсуждались эффективные варианты влияния на неплательщиков без применения крайних мер, а также причины роста задолженности и многое другое. Высказать своё мнение захотели более полутора десятков экспертов – что подчёркивает, насколько важной ситуацию считают все вовлечённые в неё стороны. Первыми свои проблемы по работе с дебиторкой озвучили энергетики – долг потребителей перед Сибирской генерирующей компанией, которая подаёт тепло и горячую воду в почти 85% жилого фонда краевой столицы, самый большой среди всех ресурсовиков.
Кому всё спишется?
Ничуть не лучше ситуация и у «Росводоканала»: физический объём долга здесь вдвое меньше, но на нормальное функционирование организации он влияет также губительно.
«Списывать долги» согласны не все: СГК, к примеру, занимает по этому вопросу куда более твёрдую позицию, и специалисты компании используют все возможные варианты для того, чтобы потребители оплатили полученный ресурс.
– Мы тратим так много сил на погашение дебиторки, в том числе и мораторной, исключительно потому, что списанные долги должны будут компенсироваться тарифом, – объясняет Игорь Холодков. – А за каждую копейку тарифа мы должны бороться, доказывая её обоснованность. Нам нужно возвращать долги, сколько бы много сил на это ни уходило, поэтому мы так активно работаем с должниками, и в досудебном порядке в тандеме с УК, и через суды. Мы не вправе простить ни одной копейки, иначе эти расходы лягут на добропорядочных плательщиков.
Как взыскать долги эффективно?
Так или иначе, но обращение в суд остаётся самым эффективным способом борьбы с дебиторской задолженностью. Правда, даже если притязания РСО суд сочтёт обоснованными, случается, что очередь до ресурсовиков так и не доходит – не хватает денег. Впрочем, такие случаи – скорее исключение, причём редкое, поэтому только Барнаульский филиал «СГК» с января по май текущего года подал 873 иска – это в два раза больше, чем за весь 2014-й. Отсуживает сейчас компания больше полумиллиарда – деньги, которые могли бы пойти на реконструкцию сетей и строительство новых тепломагистралей. Некоторый результат приносит и досудебная работа, однако только в том случае, если долги «свежие» и по сравнению с общим объёмом небольшие. К «мирному порядку» разрешения конфликтов призывают и городские власти:
И газовики, и энергетики, и представители «Росводоканала» уверены: работа по погашению долгов может быть гораздо более эффективной, если у РСО появится общая база данных. В ней, по предложению ресурсовиков, должна содержаться вся информация о должнике, будь то организация или частное лицо: чем владеет, кому должен, гасит ли долги, имеет ли судебные предписания и насколько добросовестно их исполняет.
Зачем объединяются РСО?
А вот прибегать к помощи коллекторских агентств, то есть продавать свои долги третьим структурам, наши ресурсоснабжающие организации всё-таки не готовы:
– Мы всегда действовали и будем продолжать действовать не только исключительно в правовом поле – это даже не обсуждается, – уверяет Игорь Холодков. – Сейчас мы активно занимаемся досудебным урегулированием долговых споров, и это даёт определённые плоды, контактируя с исполнителями коммунальных услуг – УК. Эффективнее всего в этом отношении показывают себя ТСЖ – они ближе к «физическим» должникам.
– Важно понимать: что судебными, административными и прочими силовыми методами её не решить, нужно вести социальный диалог с должниками, информировать людей о последствиях неплатежей, профилактировать конфликтные ситуации, к примеру, с помощью прессы, – считает он.
Итогом «круглого стола», длившегося два часа, стал проект резолюции, который сейчас находится на утверждении. Активная работа с органами госвласти, создание Ассоциации РСО и единой информационной базы, мотивирующие мероприятия для ТСЖ, УК и службы судебных приставов – вот самые важные пункты, над реализацией которых ресурсовики в ближайшее время начнут совместную работу.
Смотрите также:
- Битва за управление. Что влияет на выбор собственников жилья? →
- На какие ухищрения идут управляющие компании →
- Надо ли «строить» ТСЖ? →