Инфляция в апреле: годовой рост ИПЦ замедлился до 16.4%

   
   

Согласно данным Росстата, в первом месяце 2к15 годовой рост общего индекса потребительских цен (ИПЦ) замедлился до 16.4%. Дезинфляционная тенденция была наиболее выраженной в ценах на продовольственные продукты, однако темпы роста цен снизились по всем категориям товаров и услуг. Базовая годовая инфляция осталась на уровне 14.1%.

Несмотря на сохраняющиеся риски внешних шоков, следует отметить, что в силу продолжающегося сокращения внутреннего спроса, укрепления рубля и ужесточения условий кредитования баланс рисков на данный момент немного смещен в пользу более существенного замедления инфляции, чем предполагает наш прогноз на конец 2015 г. (11% г/г).

Апрельское значение ИПЦ подтверждает более скорое воздействие изменения обменного курса на конечные цены и, таким образом, является очередным фактором в пользу смягчения денежно-кредитной политики, то есть повышает вероятность принятия решения о дальнейшем понижении ключевой процентной ставки уже на ближайшем заседании совета директоров Банка России в июне.  

Дезинфляция преимущественно обусловлена замедлением роста цен на продовольственные товары. Годовой рост общего ИПЦ замедлился на 50 бп, до 16.4%, что соответствует динамике недельных инфляционных показателей. Из всех компонентов индекса наиболее сильное сдерживающее воздействие (минус 40 бп) на общую потребительскую инфляцию в апреле оказали цены на продукты питания. В разбивке по категориям самое выраженное замедление годового роста цен было отмечено в плодоовощной продукции – до 30% против 38.0% месяцем ранее (что соответствует снижению цен на 5.1% м/м с учетом сезонной корректировки).

Снижению общего показателя инфляции способствовало и замедление очищенного от сезонных факторов роста цен на сахар и яйца, однако воздействие этого фактора было менее выраженным ввиду меньшего веса данных товарных категорий в потребительской корзине (по 0.5% каждая).   Базовая инфляция осталась практически на прежнем уровне.

Рассчитываемое «ВТБ Капитал» значение базовой годовой инфляции снизилось незначительно – до 14.1% против 14.2% в марте. Замедление по этому индексу не столь заметно, поскольку дезинфляционная тенденция в апреле была обусловлена в первую очередь снижением темпов роста цен на продовольственные товары. Однако мы полагаем, что и более устойчивая по своей природе (в силу больших сроков годности и более медленной оборачиваемости) инфляция цен на непродовольственные товары в ближайшие месяцы также начнет снижаться. При этом по мере ослабления девальвационного шока укрепление рубля и увеличение разрыва выпуска будут оказывать все большее замедляющее воздействие на базовую инфляцию.  

   
   

Баланс рисков немного смещен в пользу более существенного замедления инфляции. Более жесткие условия кредитования, постепенное исчезновение инфляционного эффекта девальвации и падение спроса будут способствовать замедлению потребительской инфляции в ближайшие месяцы.

И хотя риск проявления отложенных ценовых скачков по-прежнему присутствует (на что указывают периодически возникающие локальные очаги ускорения роста цен на продукты питания, включая отложенное удорожание чая и некоторое ускорение роста цен на лук), он становится все меньше, а негативные цепные эффекты (рост зарплат в государственном и, как следствие, в частном секторах) так и не материализовались.  

Дополнительные аргументы в пользу нормализации ставок. Для Банка России представленные данные, определенно свидетельствующие о развитии устойчивого дезинфляционного тренда, являются дополнительным аргументом в пользу смягчения денежно-кредитной политики.

Так что появление новых признаков циклического замедления экономической активности (дальнейшая адаптация рынка труда и сжатие внутреннего спроса) в сочетании с ожидаемым снижением темпов инфляции по итогам мая увеличат вероятность очередного снижения процентных ставок в июне.  

Аналитики ВТБ Капитал

Владимир Колычев, Александр Исаков

Смотрите также: