17 июня, Санкт-Петербург – Эксперты ожидают почти двукратное увеличение емкости рынка БАД: с 54,3 млрд рублей в 2018 году до 100 млрд в 2022 году. Соответствующий прогноз озвучила председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева. По ее словам, в течении трёх лет индустрия БАД из нишевого сегмента аптечного рынка превратилась в социально значимый сектор экономики.
По словам Наталии Прокопьевой, на сегодняшний день рынок БАД способен стать важным звеном в решении значимых социальных и демографических задач страны: «Пандемия доказала, что категория БАД играет серьезную роль для сохранения здоровья общества. Именно в категории БАД регистрируются витаминно-минеральные комплексы, включая, витамины С и D, внесенные в протокол лечения COVID-19. Применение БАД может рассматривается как доступный и логичный способ для решения задач продления активного долголетия, улучшения качества жизни, увеличения возраста дожития и снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний. Это особенно актуально в свете роста дефицитов микро- и макронутриентов в современном рационе и повышения пенсионного возраста».
Руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», доктор биологических наук Владимир Бессонов также акцентировал внимание на том, что БАД могли бы стать одним из инструментов коррекции рациона россиян в современных условиях: «Рацион питания российского человека формируют порядка 100 компонентов, что позволяет говорить о том, что он достаточно однообразен. Важно обучить людей сегодня правильно питаться и потреблять БАД».
Однако у рынка отмечаются и проблемы роста, связанные с отсутствием системной политики в части развития этого социально значимого сектора. Как следствие, сохраняются предубеждения со стороны врачебного сообщества, лидеров мнений, экспертов. Проблема усугубляется отсутствием системы распространения научно обоснованных знаний о БАД, в результате чего эту нишу занимают блогеры, зачастую не имеющие профильного образования и дающие ничем не обоснованные, а порой и опасные советы о порядке приёма БАД.
Исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков привел пример реализации проектов по витаминизации населения в ряде европейских стран, по итогам которых были достигнуты значимые показатели по оптимизации расходов на здравоохранение: «Реализация подобных программ не только дает ощутимый экономический эффект, но также повышает культуру потребления БАД. Я полагаю, что и у нас в стране имело бы смысл использовать такие практики».
Участники дискуссии также затронули проблему недостатка компетенций со стороны даже крупных маркетплейсов, которым на данный момент не хватает опыта для управления данной товарной категорией, а также организации входного контроля продукции в категории БАД. Из-за этого на площадках появляются товары, ввезенные по декларациям соответствия в отсутствие обязательной государственной регистрации, рецептурные препараты под видом БАД, а также БАД с недостоверными составами и завышенными дозировками. Депутат Государственной Думы Евгений Нифантьев подчеркнул, что с учетом новых векторов развития рынка и его стремительной диджитализации, должны быть предприняты шаги в части обеспечения качества и безопасности продукции, продаваемой в сегменте e-comm: «Должны быть предприняты три шага. Важно принятие законопроекта о досудебной блокировке страниц, содержащих предложения о продаже опасных продуктов, реализуемых в категории БАД. Важно внести изменения в правила розничной торговли в части реализации БАД дистанционным способом. А также важно внедрить маркировку БАД».