aif.ru counter
499

Шесть из десяти. Почему барнаульцы недовольны общественным транспортом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ-Алтай" 14/02/2018
Виктор Крутов / АиФ

Раннее морозное утро. Остановка «Микрорайон Урожайный» – конечная для 60-го автобуса и 50-й маршрутки. Автобус малой вмести- мости забирает всех желающих практически всегда, зато «шестидесятка» промахивает остановку, не тормозя, – для двух из трёх водителей маршрута этой остановки как бы не существует.

Люди, которые живут на улицах Панфиловцев и Попова, вынуждены идти полкилометра – через дорогу и трамвайные пути – до остановки «Почта» на улице Энтузиастов, чтобы сесть в автобус.

Гонки «маршрутов»

Жалобы на автобусы, которые не останавливаются там, где их ждут люди, стали привычными для Барнаула и других городов края. По наблюдениям горожан, чаще всего «пропуск остановки» случается по вине конкуренции между маршрутами. Если почти пустой 19-й проезжает на всех парах мимо остановки «Взлётная», то вероятно потому, что видит на ней переполненную 20-ку и планирует собрать урожай пассажиров на остановках впереди – от Попова до Ленина их маршруты совпадают. Или на улице Матросова – переполненные в час пик автобусы вполне могут проигнорировать потенциальных пассажиров.

Вот классические жалобы на барнаульцев на общественный транспорт: «Находился на конечной остановке маршрута с 10-10 до 10-50, за это время не подъехал ни один автобус, температура на улице -30 градусов, в результате опоздал на важную встречу, простудился...».

«Автобус ходит, как хочет. Не доезжает до конечной, делает стоянки у магазинов, не подбирает людей на остановке... К тому же водители и кондукторы в салонах курят!..».

«На остановке «Павловский тракт» ждала автобус 20 минут, в итоге он проехал мимо и не остановился. Стала ждать следующий, простояла 30 минут, в итоге то же самое – проехал полный и не остановился».

«В вечернее время, а именно после 20-00 уехать с улицы Ускова просто не возможно. Все автобусы либо проезжают мимо, либо едут в гараж...» .

Кстати, мест, откуда уехать вечером на автобусе после 20, 21 часа проблематично, в городе много. Даже в центре – скажем, с проспекта Красноармейского. Хотя заявленное время обслуживания пассажиров – до 23 часов.

Держитесь крепче

Рискованное поведение водителей общественного транспорта на линии нередко приводит к дорожным происшествиям – автобусы стукаются друг об друга, выезжают на тротуар, задевают пешеходов.

В сентябре прошлого года в Камне-на-Оби 13-летняя девочка получила серьёзную травму в автобусе. По информации ГИБДД, школьница стояла в автобусе, держась за поручень. Водитель резко начал движение, девочка упала и получила перелом обеих костей левого предплечья. За аналогичный случай в Барнауле 57-летняя женщина отсудила у компании-перевозчика 300 тыс. рублей – при резком торможении пенсионерка не удержалась на ногах, упала и сильно ударилась головой.

Резкое начало движения и резкое торможение – общая беда общественного транспорта края – пассажиров мотает по салону, как моряков в шторм. Видимо, сказывается не идеальное состояние подвижного парка и, в частности, тормозов.

Возраст многих пассажирских автобусов Барнаула уже значительный. По улицам бегают даже мастодонты конца 80-х годов прошлого века. Так, на 20-м маршруте, по данным сайта «Автобусный транспорт», самые новые автобусы – «Мерседесы» 1994 года, но есть и несколько автобусов времени падения Берлинской стены. На 60-м и 55-м маршрутах самые старые застали распад СССР, самые новые – 2006 года. Ситуация на 53-м и 35-м маршрутах чуть лучше – есть автобусы 2005 года, «Скании» 2009 года и даже 2010 года. На 19 маршруте самый старый «Мерседес» – 1992 года, а самые новые – «Скании» 2005 года. К слову, «Мерседесы» 405 модели и «Скании» 94 и 95 моделей составляют значительную часть автобусов краевого центра. Есть «Неопланы», «Маны». А самый свежий транспорт – ЛиАЗы 2014 года и ПАЗики 2016 года. К слову, рекомендованный предельный срок службы больших городских автобусов в России составляет 20 лет, а в Европе – 10 лет. Часть пассажирского автопарка Барнаула уже давно выработала свой ресурс.

В крае, как и по России, средний возраст автобусов приближается к полутора десяткам лет. Причин несколько. Во-первых, автобусные предприятия не в силах обновлять свой парк и эксплуатируют автобусы «до последнего вздоха». А во-вторых, много лет подряд в регион ввозились подержанные автобусы иностранного производства.

Дышите реже

Возраст и состояние подвижного состава сказывается и на степени очистки выхлопных газов. В древних автобусах выхлопы зачастую попадают в салон, отравляя пассажиров. Комитет по дорожному хозяйству Барнаула периодически проверяет техническое состояние транспортных средств, выпускаемых на маршруты, выявляет автобусы с повышенной «дымностью». Так, в прошлом году такие проверки проводились в среднем раз в две-три недели – выявлено полсотни единиц транспорта с превышением норм дымности отработавших газов, перевозчикам выписаны штрафы, пару десятков автобусов предложили снять с линии. Но на выхлопные газы в салоне горожане жаловаться не перестают.

Из-за изношенности техники пассажиры не редко сталкиваются ещё с одним неприятным явлением – внезапной поломкой автобуса на линии. Кондуктор объявляет, что «бобик сдох», всех высадят в мороз на ближайшей остановке и утрамбуют, как шпроты, в следующий автобус того же маршрута. Возникает вопрос: А о том, что автобус сломается – можно было догадаться заранее и не выпускать на линию?

Из-за того, что подвижной состав для перевозки пассажиров покупался барнаульскими компаниями по принципу «что было из дешёвого» – не редкость встретить на городском маршруте автобусы для междугородных перевозок – с массивными багажными полками над головами сидящих пассажиров. Иногда доходит до казусов – на одном из маршрутов работает автобус с большим числом стоячих мест и малым числом сидений. Забавность в том, что над стоячими местами закреплены багажные полки и под ними свободно умещаются только пассажиры ростом до 160-165 сантиметров. Всем остальным приходится толкаться в центре, подпирать полки головами, а то и шеей – что чревато травмами на крутых поворотах.

Обычные «троечники»

По качеству работы общественного транспорта Барнаул находится в середняках по стране – на 28-м месте. По опросу сайта Domofond.ru, в котором приняло участие больше 2 тыс. жителей краевого центра, работа общественного транспорта оценивается горожанами на 6 баллов из 10 возможных. Результат хуже, чем у Новокузнецка и Новосибирска, но лучше, чем у Томска или Бийска, который занял 54-е место с 5,6 балла.

Только активная позиция горожан позволяет понемногу менять ситуацию с пассажирскими перевозками в лучшую сторону. Понятно, что мигом ситуацию с городскими пассажирскими перевозками в крае не исправить, но граждане имеют право требовать повышения их качества и безопасности. Это, вероятно, лучше, чем терпеть и молчать.

Мнение эксперта

Сергей ВЕСЕЛЫХ, юрист:

– По закону перевозчик несёт ответственность перед пассажирами за любой вред, причинённый их жизни, здоровью или имуществу во время перевозки. Гражданская ответственность перевозчика возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством, или иных условий – например, если пассажир получил травму при резкой остановке транспортного средства.

Если пассажир попал в аварию или травмировался в автобусе, нужно вызвать «скорую помощь». Подтверждением того, что травма была получена именно в автобусе, будет заключение врачей и документы об аварии ГИБДД. Дополнительным документом может стать талон оплаченного проезда, но на него не стоит возлагать больших надежд – он не именной.

Закон возлагает на перевозчика обязанность информировать пассажира о страховой компании, с которой заключён договор обязательного страхования. Потерпевший должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения. Страховщик обязан выплатить страховое возмещение в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов. Пострадавший пассажир также может обратиться в суд, в том числе за компенсацией морального вреда.

Если гражданина не устраивает работа общественного транспорта – долгое ожидание, загазованность в салоне, «пропуск» остановки или другое – он имеет право пожаловаться на это. Для этого необходимо зафиксировать госномер транспортного средства, указать дату и время, изложить суть претензии к работе пассажирского транспорта – и передать информацию в комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города. Можно оставить обращение на сайте мэрии – срок его рассмотрения по закону составляет 30 дней. Также можно обратиться непосредственно к перевозчику или ГИБДД, если пассажир стал свидетелем нарушения водителем автобуса правил дорожного движения.

Кстати

По данным властей, маршрутная сеть города состоит из 73 автобусных, девяти трамвайных, трёх троллейбусных маршрутов. Ежедневно на линию выходит 922 единицы подвижного состава. Перевозки осуществляют 14 автопредприятий, 13 индивидуальных предпринимателей и одно муниципальное предприятие (троллейбусы и трамваи).

Цена проезда

В социальных сетях появлялась информация, что вскоре проезд в трамваях и троллейбусах в Барнауле может возрасти до 25 рублей, а в автобусе – до 26 рублей. Официальные лица пока такие намерения не подтверждают.

Последний раз цены на проезд в общественном транспорте Барнаула поднимались в декабре 2016 года. Тогда стоимость проезда в автобусах с 17 рублей поднялась до 20 рублей, а в трамваях и троллейбусах – до 19 рублей.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах