Барнаульским аэроклубом ДОСААФ без малого 40 лет руководит Николай Радостев. За эти годы он подготовил сотни лётчиков, парашютистов, воспитал десятки выдающихся спортсменов. Сейчас о былой славе алтайской авиации напоминают лишь кубки, привезённые с различных соревнований - в самом аэроклубе остался лишь один работающий Ан-2, который вот-вот выработает свой ресурс. Почему аэроклубы по всей стране оказались никому не нужны? Может ли тренажёр заменить живой самолёт и есть ли надежда у алтайской авиации? Об этом и другом бессменный руководитель аэроклуба рассказал корреспонденту АиФ-Алтай.
Новые Чкаловы не нужны?
Роман Алексеев, АиФ-Алтай: Николай Устинович, начнём с начала. Почему вы решили стать лётчиком?
Николай Радостев: В начальных классах школы мы копали картошку, и однажды прямо в поле сел самолёт, Ан-2. Не знаю, почему и не важно это, но я смотрел тогда на лётчиков и поверить не мог, что вот они ещё не сколько мгновений назад были в небе, а теперь ходят по земле, с виду обычные совершенно люди. Для меня они были как боги. После этого я кроме того, чтобы стать лётчиком, вообще ни о чём не мыслил. Но путь в авиацию мне не сразу открылся. Долго не мог поступить – случалось то одно, ту другое, а когда отучился, военная служба оказалась закрыта - списали с лётной работы на первой медкомиссии после училища. После этого зачислился обычным курсантом в аэроклуб - не хотели брать, потому что была директива не принимать «списанных» - неважно, по какой причине - и лишь когда заново отучился, меня взяли инструктором.
- Знаю, что в советские годы ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту - была мощной структурой, из которой «выросли» в том числе многие авиационные асы. А что сегодня происходит с подготовкой лётчиков в ДОСААФ?
- Это очень больной вопрос. В советское время авиация имела лучшую школу подготовки. Она заключалась в том, что был первоначальный отбор, а для этого нужна была массовость. Каждый, кто имел тягу, мог себя попробовать. Конечно, не все проходили, как и не всякий, окончивший музыкальную школу, становится гениальным музыкантом, но система ДОСААФ и лётных училищ реально работала. А сейчас все идёт к тому, что лётчики готовятся на тренажёрах и учат теорию. После этого их выпускают в полёты. Это очень опасно, потому что ни один компьютер не заменит реального самолёта. Это подтверждают трагические случаи, когда требуется проявить мастерское пилотирование. В экстренной ситуации пилот остаётся один на один с небом. Советские лётчики умели садиться с отказавшими двигателями или другими агрегатами. А сейчас доходит до того, что лётчикам запрещают сажать самолёт вручную, только автопилот – не дай бог что-то сделают не так! С таким подходом у нас не появится новых Чкаловых. Более того, сейчас говорят о новом поколении самолётов – беспилотных. Я думаю, мы окажемся в итоге в такой ситуации, что у нас будут самолёты, которыми будет некому управлять, потому что лучшая в мире система подготовки летчиков – аэроклубы ДОСААФ – может исчезнуть.
«Надеюсь, снова поднимемся»
- Чем сейчас живёт аэроклуб?
- Сегодня мы сохранили парашютную подготовку и ознакомительные полёты. Раньше зарабатывали на авиалесохране, проводили мониторинг, а сейчас живём за счёт субсидий краевого правительства. Ещё Минобороны начало задания давать на подготовку стрелков-парашютистов, пока немного, готовим по 12-20 человек. Это хоть и небольшая, но поддержка для местных клубов. Раньше у нас было 26 Як-52, шесть самолётов Ан-2, три вертолёта Ми-2, были спортивные самолёты, сейчас остался один работающий самолёт Ан-2, который выработает свой ресурс через полтора года. Только задумайтесь: в Барнауле есть школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой, где учатся мальчишки, мечтающие стать лётчиками, а летать им попросту не на чем! На ремонт последнего самолёта нужно около семи миллионов рублей, а нам говорят - ищите спонсоров…
- А возможно ли аэроклубу самостоятельно зарабатывать деньги?
- Чтобы заниматься бизнесом, нужна авиатехника, а её сейчас нет. Зарабатывать нечем. Кроме того, задача аэроклуба – готовить лётчиков, спортсменов-пилотажников. Подготовить хорошего пилотажника – это очень кропотливая и дорогая работа. Но если мы будем заниматься зарабатыванием денег, сил на спорт не останется. Понимаете, это школа, она может быть частной или государственной, но в любом случае она будет дотационной, потому что задача учителя – передать знания, а не продать услугу. Грустно, конечно, что приходится выживать за счёт фанатизма. У меня сейчас мужики работают, инструктора высшей категории, мы им платим МРОТ – около 11 тысяч рублей, а они не уходят, понимаете?
- Николай Устинович, не жалеете, что не сложилась судьба военного лётчика?
- Я часто думаю об этом, но, пожалуй, что нет. Все мои друзья, которые стали полковниками, с сорока лет к штурвалу не притрагивались, а я в этом году летал. Надеюсь, что и в следующем снова в небо поднимусь… Да и о чём жалеть? Мы на протяжении десяти лет были одними из лучших на чемпионатах страны, а в 2006 году даже победили. В нашем аэроклубе я встретил свою жену Ларису Радостеву – моя особая гордость. Она пришла заниматься, и я её включил в группу перспективных лётчиков, просто потому, что девчонка понравилась. И не прогадал! Медали и звания перечислять устанешь. Скажу только, что она мастер спорта России международного класса по высшему пилотажу. Сейчас работает в гражданской авиации, управляет аэробусом - единственная женщина-командир воздушного судна за всю историю Алтайского края! Так что по большому счёту мне не о чем жалеть.