Примерное время чтения: 7 минут
570

Последний оплот. Николай Радостев о подготовке лётчиков и «бизнесе на небе»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Алтай 02/10/2019
Роман Алексеев / АиФ

Барнаульским аэроклубом ДОСААФ без малого 40 лет руководит Николай Радостев. За эти годы он подготовил сотни лётчиков, парашютистов, воспитал десятки выдающихся спортсменов. Сейчас о былой славе алтайской авиации напоминают лишь кубки, привезённые с различных соревнований - в самом аэроклубе остался лишь один работающий Ан-2, который вот-вот выработает свой ресурс. Почему аэроклубы по всей стране оказались никому не нужны? Может ли тренажёр заменить живой самолёт и есть ли надежда у алтайской авиации? Об этом и другом бессменный руководитель аэроклуба рассказал корреспонденту АиФ-Алтай.

Фото: АиФ/ Роман Алексеев

Новые Чкаловы не нужны?

Роман Алексеев, АиФ-Алтай: Николай Устинович, начнём с начала. Почему  вы решили стать лётчиком?

Николай Радостев: В начальных классах школы мы копали картошку, и однажды прямо в поле сел  самолёт, Ан-2. Не знаю, почему и не важно это, но я смотрел тогда на лётчиков и поверить не мог, что вот они ещё не сколько мгновений назад были в небе, а теперь ходят по земле, с виду обычные

совершенно люди. Для меня они были как боги. После этого  я кроме того, чтобы стать лётчиком, вообще ни о чём не мыслил. Но путь в авиацию мне не сразу открылся. Долго не мог поступить – случалось то одно, ту другое, а когда отучился, военная служба оказалась закрыта - списали с лётной работы на первой медкомиссии после училища. После этого зачислился обычным курсантом в аэроклуб - не хотели брать, потому что была директива не принимать «списанных» - неважно, по какой причине - и лишь когда заново отучился, меня взяли инструктором.

- Знаю, что в советские годы ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту - была мощной структурой, из которой «выросли» в том числе многие авиационные асы. А что сегодня происходит с подготовкой лётчиков в ДОСААФ?  

Фото: АиФ/ Роман Алексеев

- Это очень больной вопрос. В советское время авиация имела лучшую школу подготовки.  Она заключалась в том, что был первоначальный отбор, а для этого нужна была массовость. Каждый, кто имел тягу, мог себя попробовать. Конечно, не все проходили, как и не всякий, окончивший музыкальную школу, становится гениальным музыкантом, но система ДОСААФ и лётных училищ реально работала. А сейчас все идёт к тому, что лётчики готовятся на тренажёрах и учат теорию. После этого их выпускают в полёты. Это очень опасно, потому что ни один компьютер не заменит реального самолёта. Это подтверждают трагические случаи, когда требуется проявить мастерское пилотирование. В экстренной ситуации  пилот остаётся один на один с небом. Советские лётчики умели садиться с отказавшими двигателями или другими агрегатами. А сейчас доходит до того, что лётчикам запрещают сажать самолёт вручную, только автопилот – не дай бог что-то сделают не так! С таким подходом у нас не появится новых Чкаловых. Более того, сейчас говорят о новом поколении самолётов – беспилотных. Я думаю, мы окажемся в итоге в такой ситуации, что у нас будут самолёты, которыми будет некому управлять, потому что лучшая в мире система подготовки летчиков – аэроклубы ДОСААФ – может  исчезнуть.

«Надеюсь, снова поднимемся»

- Чем сейчас живёт аэроклуб?

- Сегодня мы сохранили  парашютную подготовку и ознакомительные полёты. Раньше  зарабатывали на авиалесохране, проводили мониторинг, а сейчас живём за счёт субсидий краевого правительства. Ещё Минобороны начало задания давать на подготовку стрелков-парашютистов, пока немного, готовим по 12-20 человек. Это хоть и небольшая, но поддержка для местных клубов. Раньше у нас было 26  Як-52, шесть самолётов Ан-2, три вертолёта Ми-2, были спортивные самолёты, сейчас остался один работающий самолёт Ан-2, который выработает свой ресурс через полтора года. Только задумайтесь: в Барнауле есть школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой, где учатся мальчишки, мечтающие стать лётчиками, а летать им попросту не на чем! На ремонт последнего самолёта нужно около семи миллионов  рублей, а нам говорят -  ищите спонсоров…

Фото: АиФ/ Роман Алексеев

- А возможно ли аэроклубу самостоятельно зарабатывать деньги?

- Чтобы заниматься бизнесом, нужна авиатехника, а её сейчас нет. Зарабатывать нечем. Кроме того, задача аэроклуба – готовить лётчиков, спортсменов-пилотажников. Подготовить хорошего пилотажника – это очень кропотливая и дорогая работа. Но если мы будем заниматься зарабатыванием денег, сил на спорт не останется. Понимаете, это школа, она может быть частной или государственной, но в любом случае она будет дотационной, потому что задача учителя – передать знания, а не продать услугу. Грустно, конечно, что приходится выживать за счёт фанатизма. У меня сейчас мужики работают, инструктора  высшей категории, мы им платим  МРОТ – около 11 тысяч  рублей, а они не уходят, понимаете?

- Николай Устинович, не жалеете, что не сложилась судьба военного лётчика?

- Я часто думаю об этом, но, пожалуй, что нет. Все мои друзья, которые стали полковниками, с сорока лет к штурвалу не притрагивались, а я в этом году летал.  Надеюсь, что и в следующем снова в небо поднимусь… Да и о чём жалеть? Мы  на протяжении десяти лет были одними из лучших на чемпионатах страны, а в 2006 году даже победили. В нашем аэроклубе я встретил свою жену Ларису Радостеву – моя особая гордость. Она пришла заниматься, и я её включил в группу перспективных лётчиков, просто потому, что девчонка понравилась. И не прогадал! Медали и звания перечислять устанешь. Скажу только, что она мастер спорта России международного класса по высшему пилотажу. Сейчас работает в гражданской авиации, управляет аэробусом - единственная женщина-командир воздушного судна за всю историю Алтайского края! Так что по большому счёту мне не о чем жалеть.

Досье
Николай Устинович Радостев родился в 1948 году в кузбасском Прокопьевске. По окончании школы год работал шахтёром, прошёл службу в морской авиации, затем окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище. В барнаульский аэроклуб пришёл спортсменом, потом стал лётчиком-инструктором, а в 1980 году возглавил организацию. Полковник запаса, мастер спорта СССР и заслуженный тренер России по высшему пилотажу. За его плечами около 500 прыжков с парашютом и 7500 часов полётов на самолётах 12 типов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах