Речной вокзал Барнаула, 10 утра, холодно, безлюдно.
– Одиноко тут у вас, теплоходы-то ходят? – спрашиваю у пожилого мужчины, идущего со стороны причала.
– Иван Григорьевич, – представился он. – Ходят, по расписанию. Да народу пока мало, разве что дачники в Рассказиху поактивнее будут. Погоди, наладится погода, да как поедут с песнями да плясками!
Долгожданное, преимущественно садоводами, открытие речной навигации состоялось ещё 29 апреля. Но, прав Иван Григорьевич, не в полную силу – на прогулочные теплоходы ещё билетов не покупали. А вот традиционные маршруты – до сёл Бобровка и Рассказиха, уже немного да востребованы. Как и в прошлом сезоне, жители и гости краевой столицы могут добраться до с. Рассказиха, с промежуточными пунктами следования – Сады, Юбилейное, Калиновка, до с. Бобровка, с промежуточными пунктами следования – Сады и Юбилейное, до с. Кокуйское, с промежуточным пунктом следования – Барсуково, а также до с. Зелёный Клин. Помимо этого традиционно готовы к работе два прогулочных маршрута, услугами которых, к слову, в прошлом году воспользовалось более 50 тысяч человек.
Для того чтобы движение судов стало возможным, произвели замеры глубины для установки буев, за которые речной транспорт не может выходить, установили береговые знаки, чтобы капитаны могли ориентироваться во время движения. Также предприняты все необходимые меры для обеспечения безопасности пассажиров на борту, в том числе все суда оборудованы спасательными жилетами. Об этом рассказали в Министерстве строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края.
По словам начальника авиационного и речного сектора краевого Минстройтранса Константина Морозова, стоимость проезда на речном транспорте осталась на уровне прошлого года, на пассажирских линиях сохранили льготы для тружеников тыла, ветеранов труда и реабилитированных. Ежегодно из бюджетов Алтайского края и Барнаула перевозчику компенсируют убытки, полученные от перевозки пассажиров на пригородных и городской линиях. В этом году на это предусмотрено 8,8 миллиона рублей, из которых 8,2 миллиона – средства краевого бюджета.
Подробнее о ценах. Детский билет стоит в половину меньше взрослого, его покупают тем, кому от пяти до десяти лет. Если ребёнку ещё нет пяти, он имеет право путешествовать на теплоходах бесплатно. Разумеется, в сопровождении своих взрослых. Билет, например, в Рассказиху стоит 72 рубля, детский – 36, провоз животных – 64 рубля. До Бобровки взрослый доедет за 48 рублей, ребёнок за 24, а, допустим, собака за 44 рубля. Дороговато до Барсуково и Кокуйского – 127 и 138 рублей соответственно. Но дороже всего – прогулочный теплоход, билет на который обойдётся взрослому в 240 рублей, ребёнку в 120.
Грузы, в путь!
Стартовала не только пассажирская навигация. В этом году по рекам планируется перевезти 970 тонн различных грузов. Об этом рассказал начальник отдела дорожного хозяйства Минстройтранса Алтайского края Николай Даскин: «Наша цель – максимально разгрузить сеть автомобильных дорог». По его мнению, развитие речной отрасли позволяет улучшать и береговую структуру. Например, площадки в Усть-Пристанском, Калманском, Шелаболихинском районах уже готовы для принятия инертных материалов. Параллельно ведётся работа и с собственниками флота, что может позволить восстановить ремонтные базы, заброшенные в перестроечное время.
Всего за три последних года по водным артериям в регионе перевезено более 2,2 млн тонн грузов. В 2018 году планируемый объём перевозок – 970 тысяч тонн. Для сравнения, в 2015 году было перевезено 550 тысяч тонн, в 2016 году – 772 тыс. тонн, в 2017 году – 904 тыс. тонн. А вот в советское время по Оби перевозили до 5 миллионов тонн грузов в год!
Справка
Протяжённость обслуживаемых судоходных путей в Алтайском крае составляет порядка 530 км.
В 2017 году за период навигации перевезено 80229 пассажиров, на пригородной линии 21342, на городской – 5640, на прогулочной – 53247 пассажиров.